Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 9
По пьесе Никита держит Акима за руку и подталкивает вперед себя: «Иди, батюшка, без тебя нельзя», — затем спрашивает, тут ли Марина, Акулина, еще раз обращается к отцу: «Батюшка! Ты здесь? Гляди на меня», — а тогда уже восклицает: «Мир православный» ... — и падает на колени.
В спектакле Никита начинает с обращения к «миру православному», ему на суд отдает он себя, свою измученную и запятнанную совесть. А затем уж обращается к своим близким. Против этой небольшой перемонтировки трудно что-либо возразить — так-органично вытекает она из всего замысла спектакля и сценического поведения героев драмы.
* * *
Ггервое место в ансамбле превосходных актеров Малого театра, играющих во «Власти тьмы», безусловно, принадлежит создателю образа Акима И. Ильинскому. Образ, созданный им, так высокохудожествен и жизненно правдив, что Аким сразу же, с первого своего появления на сцене безраздельно завладевает вниманием зрителей.
Эстетическая радость, которую доставляет игра И. Ильинского, — в полноте и глубине раскрытия правды характера, выраженной посредством кажущейся единственно возможной вытекающей из содержания совершенной художественной формы. Образ Акима в спектакле настолько целен и закончен, что ни убавить, ни добавить к нему-что-либо представляется невозможным. Он вполне соответствует требованиям поэтики Толстого-драматурга, мастера изображения «диалектики души», потрясающего удивительной глубиной проникновения в душевный мир человека, требующего от актера художественной простоты, большой внутренней силы и предельной жизненной убедительности.
Творческая победа И. Ильинского, одержанная им во «Власти тьмы», заключается не только в блеске отточенного мастерства, с которым он играет свою роль, но и в поистине новаторском переосмыслении образа Акима, составившем эпоху в его сценической истории. В дальнейшем можно играть Акима с разной степенью мастерства, с большим или меньшим богатством режиссерских и актерских находок, но понимать этот образ иначе едва ли уже возможно.
Переосмыслив традиционное истолкование пьесы и прочтя ее заново, Малый театр прежде всего освободил от груза дурных традиций образ Акима.
Известно, что многие театры до революции, да некоторые и в советский период, превращали Акима в некоего «святого старца», страстного защитника догматов христианской религии. Многие критики уже нашего времени, по существу, повторяя эту привнесенную в пьесу чуждой нам литературоведческой и театральной традицией трактовку образа Акима, утверждали, что Аким является рупором «толстовщины», что автор идеализирует в этом «богобоязненном» старике христианское смирение, непротивление злу, верность косным, дедовским устоям деревенской жизни. Другие считали, что, призванный быть учителем жизни, Аким оказывается в пьесе только беспомощным свидетелем происходящих событий, и его призывы к добру не оказывают влияния на окружающую жизнь. Это истолкование образа Акима также не было лишено вульгарно-социологического привкуса.
Образ Акима у некоторых исполнителей грешит известной односторонностью. Акиму Толстого безусловно свойственно не только искреннее отвращение ко всяческой «скверности», но и негодование, возмущение и даже нотки прямого протеста. Усиливая их, отдельные исполнители придают образу патриархального старика-крестьянина не свойственный ему пафос обличителя общественных порядков, нарушающий его историческую достоверность.
Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.