menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 14

Стрепетова наделяла Матрену и внешне отталкивающим обликом, ее Матрена действовала более сознательно, понимая, на что она шла.

Но трактовка образа Матрены у двух великих актрис была сходна одной существенной чертой: и Матрена Садовской и Матрена Стрепетовой действовали, не оглядываясь на мнение «мира православного». Такое толкование образа Матрены не противоречило общему замыслу спектаклей дореволюционных театров, которые совершенно или почти совершенно не ставили перед собой задачи раскрытия темы преодоления власти тьмы. Наоборот, они стремились показать, что русская деревня подавлена тьмой, и мировоззрение Матрены в той или иной мере свойственно всем героям драмы.

Е. М. Шатрова, творчески переосмыслив традиции Садовской, Стрепетовой и других лучших исполнительниц роли Матрены, внесла в трактовку роли новые, своеобразные черты, создала сложный и интересный образ.

Ее Матрена, конечно, не злодейка от природы. Это обыкновенная умная крестьянская женщина, которую опыт жизни, знание ее жестоких законов привели к чудовищному выводу: без «темных» дел не выбиться из бедности. Она понимает, что совершает не обычные, не безобидные, а достойные осуждения поступки.

Вот села Матрена у печки, достала порошки, стала разъяснять Анисье их назначение. По ее напряженной фигуре, одеревенелому пальцу, которым она тычет в порошки, чувствуется, что они жгут ей руку, что она хорошо понищает, куда толкает Анисью. Ей страшно, но она страшится не своей совести, а народного мщения, «мирского суда». Поэтому Матрена Шатровой так обозначена, напряжена, ее бегающие неспокойные глаза все высматривают, нет ли поблизости постороннего уха.

Хотя Матрена действует смело и решительно, но иногда, страшась своих поступков, она теряет уверенность, внутренне сжимается, как бы предчувствуя возмездие. Особенно это видно в сценах с порошками, со сватом, у погреба, в сцене с Никитой перед его покаянием. Например, после преступления в погребе, когда Матрена успокаивает истерзанного ужасом Никиту, видно, что в ней пробуждаются не столько проблески жалости, сколько страх перед расплатой.

Роль Матрены в Малом театре исполняется талантливо и в верном ключе. Психологически очень правильно, что в финале спектакля после покаяния Никиты она не испытывает душевного краха, не терзается сомнениями в правильности того, что она делала. Она по-прежнему суетится, «хлопочет», как бы прикидывая — в чем же она допустила просчет и нельзя ли еще как-нибудь все это исправить.

Тонко показывая страх своей героини перед «мирским судом», Е. М. Шатрова активно помогает воплощению новаторского режиссерского замысла спектакля. Действительно, в народной среде, которая представлена на сцене Малого театра, Матрена не может вершить свои темные дела так, как будто они являются обычными и для всех окружающих.

Образу Петра, который играет существенную роль в углублении темы власти тьмы, а следовательно и драматического конфликта пьесы, редко «везло» на советской сцене.

Чаще всего Петра либо делали «отрицательным героем», либо зерном его образа становилась болезнь.

В образе же Петра, созданного Толстым и правильно понятого Малым театром, много своеобразного драматизма.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.