menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 5

В сцене третьего акта, великолепно, неповторимо исполняемой И. Ильинским, поздним часом Аким приходит к сыну за десятирублевкой для покупки лошади: «лошаденка извелась, значит». Бережно, любовно складывает он данную ему десятирублевку, деловито достает мешочек, висящий у него на шее, и, убрав дены и, как нечто очень хрупкое, снова осторожно засовывает его за ворот рубахи. Чувствуется, что для Акима в этой десятке — вся его жизнь. Именно о таких, точно найденных деталях Толстой говорил что они дают больше представления о психологии человека, чем сотни страниц описаний! Ведь безлошадному крестьянину отказаться от возможности иметь собственную лошаденку — значит обречь себя на беспросветную нищету и голод.

Но вот, видя безобразия пьяного Никиты, Аким слезает с печки и подходит к столу, за которым как ни в чем не бывало сидят трое: Никита посредине, а женщины — по обе стороны от него, как когда-то сидел и Петр с женой и дочерью. Молча, не привлекая внимания пьющих чай, кладет Аким десятирублевку около самовара. Отдавая ее, Аким Ильинского словно отрывает кусок собственного сердца, но для него лучше умереть с голоду, чем оставить у себя эту бумажку, которая жжет ему руки.

Все укоры и наставления Акима не задевали душу расходившегося пьяного Никиты, но отказ отца от денег вдруг отрезвляет его. Уже знающий цену деньгам и ощутивший их силу, Никита в спектакле Малого театра до глубины души потрясен поступком отца. Именно этот поступок пролил свет на все сказанное Акимом раньше, и теперь ничто не мило Никите, даже любимая гармошка не может его утешить.

Очень важная по авторскому замыслу, но во многих театрах проходная сцена в исполнении И. Ильинского поднимается до высот настоящей трагедии, раскрывая величие духа простого русского крестьянина, его гневный протест и стойкое, активное сопротивление мерзостям жизни.

Темпераментно и ярко раскрывая тему власти денег в острых сценических столкновениях, Малый театр не сводит всю пьесу только к этой теме. Главное для театра, как и для автора драмы, — раскрыть «душу живу» русского человека.

* * *

Об образе Никиты Толстой говорил: «Никита должен быть красивым, ловким парнем, щеголем, деревенским Дон-Жуаном, но в глубине души парень недурной». Никита В. Доронина не только красивый, обаятельный, ловкий, любящий песню, шутку, но и действительно недурной парень, который, запутавшись в любовных делах и опустившись до преступления, способен сам свершить над собой высший суд.

Никита человек порывистый, с быстро меняющимися настроениями и чувствами. Скажет — и сам поверит сказанному. Сначала скажет, сделает, а потом, увидя результат, одумается — и то ненадолго. Он искренно жалостлив к человеку, который сейчас у него на глазах. Упрекнула его Анисья — и он искренно убедил ее в своей верности, отказался от любви к Марине. Пришла Марина, напомнила о проведенных с ним «на чугунке» днях — и он, забыв обо всем, чуть не поддался чувству, приласкал ее, но, тотчас опомнившись, грубо оттолкнул.

Никиту губит не только то, что он живет бездумно, падок до баб и «на разделку» слаб, но и то, что он не чужд материального соблазна. Интерес Никиты к деньгам углубляется и нарастает, однако деньги не могут подчинить себе его душу.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.