menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 11

Значение ее усиливается благодаря принципиально новой, свежей трактовке образа Акима. Муки Акима И. Ильинского не в том, что он всячески силится постигнуть недоступный его пониманию смысл такой «умственной» штуки, как «банка», и не в том, что он не сразу постигает механизм действия таинственной «банки», посредством которой богачи «облупляют» народ дочиста, а в том, что он не может принять это как должное и как бы еще и еще раз молча взвешивает все услышанное на весах своей неподкупной мужицкой совести. Как крик души простого и доверчивого, но яростного в своем гневе, многострадального русского народа звучит в его устах полное боли и страстного возмущения: «Это, тае, не по закону, не по закону, значит. Скверность это. Кто же ученые-то, тае...». Когда Аким говорит об «ученых», которые могут заниматься «скверностью», он от негодования даже встает, точно обвинитель, имеющий право публично спросить с тех, кто не оправдал доверие народное.

У некоторых исполнителей Аким выглядит немым безразличным свидетелем безобразий сына, лютых ссор между двумя соперницами — мачехой и падчерицей, не по-детски тяжелых переживаний десятилетней Анютки. Кажется, что главная его функция — читать нравоучения Никите. Совсем иное в спектакле Малого театра. Аким И. Ильинского не только умудренный опытом большой и трудной жизни человек, но и тонко, глубоко чувствующая натура. Характеру Акима в толковании И. Ильинского свойственны искренность, взволнованность, даже страстность. Открытая навстречу людям, душа его то теплится чистой радостью, лаской, любовью, заботой, то горит огнем негодования, Стыда, муки, возмущения.

Ставшая знаменитой сцена молчания Акима в третьем акте — одно из самых сильных и памятных впечатлений спектакля Малого театра. Нельзя забыть, как сидит на печке с обращенным как бы внутрь себя взглядом этот небольшого роста, худенький, но крепкий духом старик, словно пригвожденный к месту неожиданным наплывом тяжелых раздумий и переживаний. Он словно ушел в себя, словно советуется со своим внутренним «богом» ¦ — неподкупной совестью русского крестьянина. Образ Акима подымается здесь И. Ильинским до высоты философского обобщения. Тяжко страдающий под бременем стыда за сына и от предчувствия неотвратимой беды, которая неминуемо должна пасть на его голову — «коготок увяз, всей птичке пропасть», — по-человечески близкий и трогательный, так полюбившийся уже зрителю герой И. Ильинского предстает в этой сцене как живое воплощение совести народной.

Сцена молчания Акима в спектакле Малого театра не только шедевр актерского мастерства, но и блестящее глубокое дополнение к общей характеристике образа.

Образ Акима у И. Ильинского народен в самом глубоком значении этого слова. Кажется, нет такой черты внутреннего духовного облика патриархального русского крестьянина, которая не была бы использована И. Ильинским при создании образа одного из самых любимых народных героев Толстого. Аким — один из наиболее цельных и художественно законченных образов спектакля, живое олицетворение духовного сопротивления народа власти тьмы.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.