menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 4

Вот эта быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» старой России и отразилась в произведениях Толстого-художника, в воззрениях Толстого-мыслителя. Ленинские слова указывают на истоки драмы Толстого, ставившей актуальные, жгучие вопросы жизни русского крестьянства спустя двадцать пять лет после его так называемого «освобождения» и нового экономического закабаления помещиками и капиталистами. «Власть тьмы» отражает ужасные последствия крепостничества, но, как говорил Ленин, новым врагом, который, по мнению Толстого, надвигался в это время на деревню, неся с собой обнищание, одичание, пауперизацию, проституцию, сифилис и другие бедствия, может быть, более страшные, чем при крепостничестве, — был капитализм. Толстой резко протестует в своей драме против той «цивилизации» капитализма, которая бурно вторгается в деревню, способствуя еще большему одичанию людей, прозябающих в темноте.

Власть тьмы в драме Толстого — это не только невежество, темнота, косность, суеверия, но и страшные последствия власти собственности, власти денег.

Большой художественной победой Малого театра нужно признать то, что сцена разговора о банке, мало доходившая до зрителя во многих театрах, прозвучала в спектакле во весь голос, раскрывая общественный, обличительный пафос драмы.

Именно жажда богатства, денег определяет завязку и развитие драматического конфликта пьесы, служит главной побуждающей причиной преступлений. Действия целой группы персонажей пьесы определяются не только невежеством, темнотой, но и еще большим злом — властью денег, властью собственности.

Например, сват, который вне этой темы был бы не более чем обычной жанровой фигурой, становится у С. Чернышева законченным художественным образом простого, даже совестливого и доброго душой человека, хорошо сознающего, что не следовало бы женить сына на девке, о которой был «слушок», но не имеющего силы побороть в себе жадность к богатому приданому Акулины, за которой, как говорит Матрена, «легко ли, три полета» дают!

В ряде сцен спектакля тема денег звучит с огромной силой, глубоко вскрывая социальный смысл пьесы, раскрывая характеры ее героев.

Следуя замыслу Толстого, оставаясь верным правде характеров и взаимоотношений героев, театр великолепно показывает не только силу власти денег над душами людей, но и стойкость духа противоборствующих этой силе героев драмы.

По-разному относятся к деньгам Аким и Матрена. Это блестяще раскрыто в двух ключевых сценах первого и третьего актов.

Уже в первой из них (первый акт) выявляется разница их характеров, их мироощущений. Обе стороны активно, страстно, не уступая друг другу, настаивают на своем. Лейтмотив всего поведения Акима — борьба за честность и справедливость в отношении к сиротке Марине. Главная цель Матрены — расстроить женитьбу сына на Марине, чтобы сынок остался «при месте» и не упустил денег Анисьи. Матрена добивается этого как будто бы со всем напряжением своих душевных сил. Но одновременно ее занимает решение и другой, более мелкой, но практически очень важной для нее задачи — пользуясь моментом, выпросить у Петра — Б. Горбатова — «десяточку». К этой цели Матрена идет не менее последовательно и хватко, чем к первой. Она словно вдалбливает свою просьбу в голову Петра. И как бы подводя итог сражению, которое она выиграла, в финале сцены тоном, уже не допускающим возражений, победоносно заключает: «...а десяточку теперь дай. Вызволь ты нас».
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.