menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 17

Но внешний облик Анисьи, которую играет Чуваева, решен не совсем и не всегда в духе образа, созданного Толстым. Так, вопреки логике развития характера, Анисья в спектакле выглядит несколько облагороженной и нисколько не изменяющейся внешне. Между тем в третьем акте пьесы и авторские ремарки и реплики персонажей говорят о другом. Например, кума, глядя на Анисью, удивляется: «... гляжу я на тебя, куда что делось», а Анисья с горечью отвечает, что жить ей стало невмоготу и «вовсе в лутошку ноги сошлись». В ремарке же прямо подчеркивается: «Анисья ненарядная», так как, по Толстому, внутреннее состояние человека отражается и на его внешнем облике.

Толстовская Анисья, добиваясь своего счастья любой ценой, постепенно теряет и духовную и внешнюю красоту, которые составляют богатство Марины и которые обретает в финале Акулина. Но это не учитывается в спектакле.

Характер Анисьи сложился под влиянием безрадостных и мучительных условий жизни. Анисья вначале всем своим существом протестует против того, к чему ее склоняет Матрена. В драме показаны и колебания, и душевная борьба, и отчаяние, и ожесточение Анисьи. Но из всего этого не следует, что личная вина Анисьи может быть снята с нее или переложена на другие плечи.

Б. Равенских нельзя упрекать в сознательном стремлении к этой тенденции. Но временами в интересно задуманном образе Анисьи ясно улавливается желание если не «обелить», то, во всяком случае, несколько облагородить ее.

Это чувствуется, например, в сцене перед погребом, когда О. Чуваева очень искренне, пылко, с большой силой убеждения произносит самооправдания Анисьи.

Роль Анисьи сложна и трудна для молодой актрисы. Но исполнительница ее от спектакля к спектаклю все ярче выявляет внутренний конфликт своей героини, последовательнее раскрывает колебания, озлобленность Анисьи. Все более убедительной психологически становится линия сценического поведения Анисьи, когда, решившись отравить Петра, она мечется от страха перед преступлением. Уговорив, например, Петра выпить чаю, чтобы вместе с чаем дать ему свои порошки, Анисья вся съеживается от страха, когда Петр соглашается на ее предложение поставить самовар.

Когда, ломая старую традицию исполнения, переоценивая ее с современных позиций, режиссер создает новый замысел роли, полностью вытекающий из существа содержания драмы, — Б. Равенских одерживает не одну творческую победу. Но когда в настойчивом стремлении сломать традицию и дать во что бы то ни стало свое, оригинальное прочтение роли Б. Равенских идет на отступление от текста, внешне эффектному решению образа подчас не хватает реалистической глубины и убедительности. Так получилось с образом Анисьи.

* * *

«Слово, его выразительность, его образность, его идейная направленность всегда были могучим оружием художников Малого театра», — писал К. Зубов. Действительно, чистота произношения, ясность и музыкальность интонаций, стремление передать своей речью малейшие оттенки мыслей и чувств всегда отличали актеров Малого театра.

Эта характерная особенность искусства Малого театра полностью совпадает с эстетикой Толстого, считавшего, что главное, если не единственное средство изображения характеров — это язык. И Толстой очень высоко ценил актеров, умевших словом передать все оттенки настроений, рисовать характеры действующих лиц.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.