menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 1

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Текст: Евгения Абелюк, Елена Леенсон.

Фото: Виктор Ахломов, Виктор Баженов, Александр Бутковский, Борис Ведьмин, Анатолий Гаранин, Борис Кремер, Эдуард Левин, Мирослав Муразов, Валерий Плотников, Юрий Рост, Александр Стернин, Лев Шерстенников, Александр Шпинев, Виктор Яковлев, Григорий Ярошенко, а также из архива театра и личного архива Юрия Любимова.

Дизайн: Виктор Яковлев.

«В театре, чтобы говорить правду, надо уметь выдумывать..»

«В спорах о режиссуре меня удивляет то, как произвольно толкуется порой проблема взаимоотношения актера и режиссера.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973, №11, с. 32-35.

«Актер — профессия исполнительская. И нелепо думать, что это унижает актера. Разве унижало Г. Уланову то, что хороший балетмейстер сочинял ей каждое движение? <...> И драматический спектакль — я все больше и больше убеждаюсь в этом — надо ставить, также точно разрабатывая пластику, акустику, звук, композицию и решение пространства. Ведь иногда поворот головы уже меняет мизансцену.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973,№ 11,с.32-35.

«Режиссер ставит актера в такие мизансцены, которые наиболее выразительно раскрывают внутреннюю сущность образа и лучше всего служат общему замыслу. <...> Встань на полметра в сторону — и все будет нарушено, подобно тому, как погибнет картина настоящего живописца, если сдвинуть внутри нее хотя бы одну фигуру.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973.№ 11,с.32-35.

«Режиссура на то и существует, чтобы воплотить в спектакле общие закономерности жизни, чтобы показать разнообразные связи человека с миром и покончить с индивидуальным актерским произволом.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973, №11, с. 32-35.

«Думать, что актер может работать вне режиссерского замысла, — это все равно, что сказать: "Давайте пойдем в лес и гуськом и будем там собирать грибы". Режиссер должен быть человеком, который обладает компасом, указывающим смысл и стилистику произведения. Система режиссерских координат вовсе не превращает актера в марионетку, она позволяет ему, не плутая, искать в верном направлении.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973, №11, с. 32-35.

«Поначалу мне казалось, что грим просто закрывает лицо — актер не может покраснеть, побледнеть, и зритель это замечает. Великий Ленский гримировался жженой пробкой; я и сейчас иногда проделываю это с актерами.

Впрочем, дело, наверно, даже не в гриме и бутафории, которая раздражает (она должна быть точна и неподдельна), а в том, что мне стало очевидно: нужна метафора, а не подделка; образ, а не копия. Короче говоря, в театре, чтобы говорить правду, надо уметь выдумывать. Человек не занимается передразниванием, подобно обезьяне; его отношение к миру — не отношение копииста, а отношение преобразователя, искателя новых для него форм. <...>

К сожалению, западный зритель более восприимчив к находкам в стилистике, чем наш. В этом я убедился в бесчисленных гастролях театра и в своей работе там.»

Из бесед с Ю П. Любимовым, 5 марта 2004 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.