menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 12

Мать

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004М. Горький

Премьера состоялась 23 мая 1969 года.

Инсценировка Ю. Любимова и Б. Глаголина.

Постановка Ю. Любимова.

Режиссер Б. Глаголин.

Художник Д. Боровский.

Композитор Ю. Буцко.

Хореография А. Радунского.

«Я сам не предлагал ни "Что делать?", ни "Мать". Они предложили: хотите работать режиссером, тогда поставьте "Мать". Потом начались с ней скандалы. Я пригласил художника Юрия Васильева, и он сделал оформление: такие клетки, клети меняли ракурсы <...>. И я сказал: "Юра, откроется занавес — клетки. Ну, и, конечно, сразу это закроют". Он мне сказал: "Я вот верю в эту конструкцию, а в ваших солдат я не верю".»

А мне было интересно взаимоотношение толпы и солдат».

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001, с. 280.

«Работа над "Матерью" <...> началась только тогда, когда выкристаллизовался художественный образ спектакля: народ, сила, гнету противостоящая. Государственная машина и сжимающая толпа, которая затем благодаря эмоциональному взрыву отбрасывает назад притеснителей. Как только актеры, играющие Павла, Ниловну и Находку, получили конкретного противника, они ощутили реальное содержание борьбы, и тогда уже можно было выстраивать точную психологическую партитуру каждой роли.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов»./ «Театр», 1973, №11, с. 32-35.

Берегите ваши лица...

А. Вознесенский

Премьера состоялась 10 февраля 1970 года.

Спектакль был запрещен.

Сценическая композиция А. Вознесенского.

Постановка Ю. Любимова.

Художник Э. Стенберг.

Музыка В. Высоцкого и Б. Хмельницкого.

«Это был странный спектакль. Это был спектакль с открытой режиссурой. То есть я сидел за режиссерским столиком и говорил вступительное слово зрителям, минуты три. Смысл слова был такой: что если художники имеют право на этюды, и даже есть случай, когда, на мой вкус, этюды Иванова "Явлении Христа народу" интереснее, чем сама картина, и этюды Репина к "Государственному совету" тоже интереснее, чем сама картина. Это был такой театр импровизации. Я считал, что театр имеет право, как и художник, этюдно набрасывать, не думая о дальнейшей судьбе, что может из этюдов сложиться что-то интересное.

Я публике говорил, что "это не спектакль, — потому что пьесы не было, — это такие этюды, заготовки, полуимпровизация, поэтому я постараюсь вам не мешать, уважаемые зрители, но мы договорились с актерами — если они будут, с моей точки зрения, плохо импровизировать и не так, как мы с ними договорились, — то я буду останавливать, и поэтому это открытая репетиция". Договоренность актеров со мной была очень твердая, мы не играли в поддавки перед зрителями...

<...> И они знали, актеры, что я остановлю — мне это еще было важно, что все-таки тогда они понимали, что если они или будут делать очень плохо, или начнут уходить не туда в этом набросанном спектакле, то я остановлю, и я предупреждал публику, и поэтому предлагал, что кто не хочет смотреть на такую открытую репетицию, могут пойти и сдать билеты в кассу. И один случай был, кто-то сказал:

— Очень мне надо еще какие-то репетиции ваши смотреть! — И ушел, сдал билет в кассу. Но очень смеялись все, потому что многие люди жаждали попасть, и поэтому билет не пропал.

"Берегите ваши лица...". Энар Стенберг офомлял. Там в конце поднимали с земли зеркало, и зал видел себя в зеркале — "Берегите ваши лица". Но мы не уберегли — нам дали сыграть три раза...»

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001. с. 282.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.