menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 22

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Сегодня я вновь вынужден обратиться к Вам, дорогой Леонид Ильич, так как вокруг театра и меня, его главного режиссера, нагнетается чрезвычайно нервозная атмосфера, по сути дела, речь идет о дальнейшей судьбе театра.

Поводом для новых нападок и преследований на этот раз избран спектакль, посвященный Владимиру Высоцкому.

<...> Позиция работников органов культуры в отношении творчества В. Высоцкого и спектакля о нем оказалась чудовищно предвзятой, чтоб не сказать враждебной. Без всяких объяснений нам запретили постановку спектакля в годовщину смерти. Мне объявили сперва выговор, а теперь и строгий выговор, с "дальнейшими административными выводами".

На неоднократные просьбы театра к руководящим работникам прийти и откровенно изложить свои замечания и претензии мы наконец получили невразумительный ответ на нескольких страничках, смысл которого сводится к попытке перечеркнуть весь спектакль. Причем его авторы даже не удосужились подписать это послание. Такое высокомерно-пренебрежительное отношение к многомесячному труду целого коллектива со стороны некоторых работников органов культуры я расцениваю как самое неприкрытое проявление волюнтаризма, исходящее от некомпетентных людей. Ведь из 70 страниц текста композиции безымянные авторы оставили "в живых" только 7! Мое обращение к Секретарю ЦК КПСС тов. Зимянину М. В. в надежде на объективный разбор "дела" закончилось огульными и оскорбительными обвинениями в адрес В. Высоцкого и театра вплоть до антисоветчины.»

«Абсурдом был и запрет спектакля "Владимир Высоцкий", и мой звонок... председателю КГБ СССР Андропову. Неглупый Воланд в "Мастере и Маргарите" говорил: "Каждое ведомство должно заниматься своим делом". Примерно в Воландовом духе выразился и Андропов: "А почему Вы звоните мне, а не министру культуры?" Но будучи все-таки более осведомленным о нашей действительности, чем враг рода людского, согласился: "Может, Вы и правы, что звоните сюда".<...>

Все, чего я тогда добился, — разрешения давать спектакль два раза в году: в дни рождения и смерти Высоцкого. Но после первого показа он был запрещен.»

Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...» / «Крокодил», 2000. №2.

Борис Годунов

А. Пушкин

Спектакль поставлен в 1982 году, но был запрещен.

Премьера состоялась 12 июня 1988 года.

Постановка Ю. Любимова.

Художник Д. Боровский.

Музыка Д. Покровского.

«Я искал причину: почему прекрасная пьеса <...> не выходит. <...> На этом же было клеймо: "для чтения" — не получается на сцене. А я старался разгадать — почему.»

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001, с. 527.

«Актеры становятся в огромный, заполняющий все пространство подмостков круг и начинают распевку. И из песни-плача, песни-крика, песни-былины проявляются первые строфы пушкинского текста.»

М. Е. Швыдкой. «Пространство трагедии»./ «Советская культура», 16 июля 1988 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.