Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 13
А зори здесь тихие...
Б. Васильев
Премьера состоялась 6 января 1971 года.
Инсценировка Ю. Любимова и Б. Глаголина.
Постановка Ю. Любимова.
Режиссер Б. Глаголин.
Художник Д. Боровский.
Композитор Э. Денисов.
«...Этот спектакль весь жизненный, потому что весь театрален.»
В. Ю. Силюнас. «А зори здесь тихие...» «Театр». 1971, № 6, с. 7-14.
«Незабываемы эти сценические метафоры, восполняющие наше воображение и как бы делающие нас самих поэтами скорби и гнева... Их все не перечислить — эти трагические наплывы спектакля <...>. Режиссер расширяет время действия, открывает перспективу на всю жизнь своих героинь. И в этом своем поэтическом творчестве он делает зрителей соавторами.»
Г. Н. Вояджиев. «Душа театра». М., 1974. с. 354-360.
«...Болото. Доски на тросах приопущены, и по этой наклонной, неустойчивой плоскости, опираясь на длинные шесты, балансируя и с трудом держась на ногах, медленно передвигаются сержант и девушки... Доносится чавкающий звук — это зловещее дыхание топи. Лучи света, прорезая темноту, выхватывают то одну, то другую неустойчивую фигуру...»
Г. Н. Вояджиев. «Душа театра». М., 1974, с. 354-360.
«Сценические метафоры следуют одна за другой, и в одно мгновение площадка грузовика преображается то в огневую точку — пламенем вспыхивают жерла зениток, то в солнечную полянку, а то и в походную баню — кузов грузовика приподнят, видны только обнаженные руки и ноги девушек, слышен плеск воды и громкий заразительный хохот...»
Г. Н. Вояджиев. «Душа театра». М., 1974, с. 354-360.
«В наступившей мгле с колосников сцены спрыгивают устрашающие фигуры гитлеровцев. В один миг кузов грузовика разобран, и доски, повиснув на тросах, покачиваются, как деревья, по ним ползают солнечные блики, будто через листву пробивающийся свет. Раздаются приглушенные голоса птиц, и в нашем воображении рождается реальное ощущение зарослей леса.»
Г. Н. Вояджиев. «Душа театра». М., 1974, с. 354-360.
«Эффект пространства рождают простейший поворот досок и наша фантазия. И то, что мы это понимаем, нас по-особому радует — ведь мы творим образ сами, в своем воображении, и верим этому.<...> Режиссер верен своему принципу: воздействовать на наше воображение посредством точных деталей и ритмов. Пластикой и звуком создавать у нас ощущение правды, не скрывая при этом момент условного, театрального "реконструирования" жизненной правды.»
Г. Н. Вояджиев. «Душа театра». М.. 1974, с. 354-360.
«Не только искусство слова оказывается враждебным смерти, но и искусство пластики, мелодии, ритма и — главным образом — та неподдельная страстность, с которой борется с небытием театр, все эти искусства в единое целое объединяющий.»
В. Ю. Силюнас. «А зори здесь тихие...». / «Театр». 1971. № 6, с. 7-14.
Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.