Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 28
Шарашка
А. Солженицын
Премьера спектакля состоялась 11 декабря 1998 года.
Композиция и постановка Ю. Любимова.
Художник Д. Боровский.
Композитор В. Мартынов.
«Вечный диссидент А. И. Солженицын отказался от ордена Андрея Первозванного, дарованного ему Президентом к 80-летию. <...> Юбилей Александра Исаевича отмечали в театре. Была премьера его "Шарашки" (В круге первом).»
Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...» / «Крокодил», 2000, №2.
«К восьмидесятилетию Солженицына я твердо решил ставить его прозу. Думал о "Теленке", но он меня отговорил и предложил "В круге первом", дав карт-бланш. Я сам написал композицию и сам решил сыграть Сталина. С портретами Сталина до сих пор ходят на митинги. А ведь нет семьи, которая бы от него не пострадала, он убил больше наших людей, чем Гитлер.»
Ю. П. Любимов. «Шарашка» среди империи зла». Интервью Нине Агишевой. / «Московские новости», № 47,29 ноября - 6 декабря 1998 года.
«Я понимал, что это очень трудно сделать. Первое, что мне дало какую-то уверенность, это то, что я попросил Мартынова написать хоры на прозу. Считал, что когда все эти адовы круги зазвучат, то через форму я смогу сжимать прозу, отобрав свои 56 листов.»
Ю. П. Любимов. «В искусстве нет ни верха, ни низа»./ «Экран и сцена», 1999, № 6.
«В сюжет "Шарашки" властно вторгается музыка, <...> и хор заключенных звучит как нечто среднее между литургическим пением и грузинским многоголосием. Может быть, это и было самым важным: даже здесь найти музыку.»
А. М. Смелянский. «Союзпатриархов»./«Коммерсантъ», 19 декабря 1998.
«Подобно строгому церемониймейстеру всего действа, читает Любимов внутренние монологи Сталина, пропевая их как арии, отбивая ритм, как в стихах. <...> Ритмом поминальной оратории пронизано и движение актеров по кругу, по огромной деревянной дороге через весь зал обратно на сцену, где строго возвышается сталинский амфитеатр — скамьи Верховного Совета и лагерные нары одновременно. Это движение в зал — не публицистическая таганская вылазка, но приобщение партера к адову кругу прошлого.»
А. Карась. «Вокруг Александра Солженицына». / «Независимая газета». 26 апреля 1998.
Хроники
У. Шекспир
Премьера состоялась 6 февраля 2000 года.
Композиция и постановка Ю. Любимова.
Перевод Б. Пастернак, Е. Бирукова, А. Радлова, М. Лозинский.
Художник А. Фрейбергс.
Композитор В. Мартынов.
Сценическое движение А. Меланьин.
«...Начальники мне заявили, <...> что им надоели мои композиции и что надо ставить нормальные, спокойные пьесы. Я тогда написал заявление: прошу разрешить мне поставить нормальную пьесу, "Гамлет" Шекспира.»
Ю. П. Любимов. «Юрий Любимов: все мы хроники». Интервью Р. Должанскому. / «Коммерсантъ-Власть». 8 февраля 2000 года.
Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.