menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 23

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«Быть может, впервые в истории постановок "Бориса Годунова" на драматической сцене режиссер так внимательно прислушался к мнению автора трагедии. В набросках предисловия к "Борису Годунову" Александр Сергеевич Пушкин писал: "...Какое, черт возьми, правдоподобие может быть в зале, разделенном на две части, из коих одна занята 2000 человек, будто бы невидимых для тех, которые находятся на подмостках?"

Спектакль на Таганке не стремился к "правдоподобию". Он был построен по законам условного театра. Аскетичное оформление сцены с кирпичной стеной-задником. Отсутствие декораций. Минимальный реквизит из многозначно обыгрываемых в спектакле предметов: доски, двух кресел, дырявого ведра, жезла. <...> Актеры одеты в костюмы разных эпох и народов. Тем самым подчеркивается вечность и безграничность пушкинской трагедии, всегдашняя и всеобщая актуальность темы "власть и народ". <...> Народ в этом спектакле — не иллюстративаная безликая массовка. Здесь народ — это живущий как единое существо, ансамбль из тридцати актеров, которые участвуют в каждой сцене: реагируют пластикой, пением, танцем на каждое слово.»

Л. Петров. «Борис Годунов» и другие». / «Вечерняя Москва», 11 июня 1988 года.

«...Отправная точка таганского "Бориса" вряд ли в изобретательности. <...> Она — в его обычной, разумеющейся роли. В произнесении всеми одновременно одних и тех же слов. Без раздачи «текста» по ролям, без приближающих к повседневности повторений, которые должны создавать эффект настоящей толпы. То есть, как написано у Пушкина: "Н а р о д. ...Борис наш царь! Да здравствует Борис!" <...> ведь в жизни так не бывает, чтобы все сразу — одно и то же.

Вот и споткнулись на первой же фразе: не бывает? Господи, да нам ли, лучше других знающим, как это бывает, утверждать подобное?»

А. Г. Файнштейн. Из архива театра.

«...В поведении персонажей спектакля есть особенности, проявляющие нечто настолько близкое, до боли знакомое, что это уже становится похожим на какие-то вспышки "воспоминаний о настоящем". <...> Уж не говоря о деталях обстановки — вроде милицейских свистков у блюстителей порядка и лагерного ватника на Пимене...»

А. Г. Файнштейн. Из архива театра.

«...Когда все в открытую, когда абсолютная власть, воплощенная в одном ударе скипетра о пол, повергающим всех ниц, <...> тогда классически-стройное хрестоматийное произведение способно обжечь абсолютной близостью, которую не смягчает ни временное расстояние, ни какая бы то ни было аллегоричность.»

А. Г. Файнштейн. Из архива театра.

Из письма Ю. П. Любимова Ю. В. Андропову от 26 июня 1983 года:

«Глубокоуважаемый Юрий Владимирович!

После долгих раздумий решил снова обратиться к Вам, ибо убедился, что без Вашего вмешательства вопрос о "Борисе Годунове" положительно решен не будет. Вам моя настойчивость может показаться назойливой, но речь идет о судьбе великой пушкинской драмы, и я позволю себе вновь просить Вас отменить запрет на "Бориса". <...> Заверяю Вас, что театр ни на йоту не отошел от текста Пушкина и не имел ни малейшего намерения его "осовременивать".»

«"Октябрьская ночь" для "Бориса Годунова" длилась, как известно, больше пяти лет. Спектакль, готовый к выпуску в начале 1983 года, был закрыт по приказу руководителей культурных ведомств, — им почему-то показалось, что А. С. Пушкин сочинил, а Театр на Таганке показал пьесу, посвященную смерти Л. И. Брежнева (так, во всяком случае, объяснили причину закрытия спектакля в разговоре с руководителями театра).»

М. Е. Швыдкой. «Пространство трагедии». / «Советская культура». 16 июля 1988 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.