menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 2

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«Почему наш театр произвел такое впечатление? Потому что в этом выстриженном, как голова арестанта, соцреализме появилась другая эстетика. Когда театр разговаривает со зрителем как с живым соучастником спектакля.»

Ю. П. Любимов. «Судьба Таганки отражает то. что происходит в стране...» / «Театр», 1994, №4, с.9.

«Зритель стал для Таганки не просто свидетелем спектакля, но и его участником. Актеры добивались прямого общения с залом, которое ощущалось как своего рода сговор собравшихся единомышленников. Но оно же было и важнейшей художественной составляющей, особенным, можно сказать, уникальным способом игры... <...> Как и в театре Брехта, считавшего, что самое главное происходит в том узком пространств, что образуется между сценой и зрительскими рядами, Любимов полагался на открытость зрелища, на художественный и интеллектуальный эффект от встречи двух миров — сценического и зрительского. Однако самое главное — природа энергий, направляемых в зрительный зал, была на Таганке иной, совершенно иной. Утверждение Брехта, что зритель в театре должен сидеть, спокойно откинувшись на спинку кресла, для Любимова звучало странно. Он непременно хотел ввергнуть зрителя в интеллектуально-эмоциональную бурю. Его спектакли были перенасыщены эффектами, которые непрерывно бомбардировали спокойствие зрителя, просто-таки встряхивали его за шиворот. Спектакль постоянно держал всех на грани неожиданного. Актеры "лезли" к публике, дерзили, наступали на ноги, приставали, как клоун в цирке, готовый в любой момент испечь яичницу в вашей шляпе. Театр, серьезный, но веселый и раскованный, требовал от публики участия в своей игре, ответного веселья и раскованности. Какое уж тут "откидывание на спинку кресла"! Впрочем, и "кресла" на Таганке были всего лишь не слишком удобными стульями, как на собрании.»

Р. П. Кречетова. «Любимов»./Сб. «Портреты режиссеров». М., 1977.

Замысел и его воплощение

«О каком актере я мечтаю? О таком, который воспитывался бы у нас в театре. Вернее, я мечтаю о том, чтобы театр оказался способным всерьез воспитывать актеров.»

Ю. П. Любимов. «Театр». 1965. №4. с.59-60.

«Перенесение замысла на сцену происходит не механически. Между замыслом и его воплощением — дистанция огромного размера. Репетиции — процесс творческий, и замысел на репетициях корректируется. Многое, что казалось за столом прекрасным, зачастую отметается. Ведь режиссерская фантазия только тогда хороша, когда она создает обстоятельства, в которых актеру легко действовать. Потому я с радостью принимаю — и думаю, что только глупый человек не стал бы этого делать, — те предложения актеров, которые способствуют наиболее точному воплощению общей идеи.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973, №11, с. 32-35

«Я не понимаю, как режиссер может прийти к труппе и не доложить свой замысел, подобно тому, как художник не может не знать, рисует ли он картину маслом, акварелью или тушью. Актер тоже должен знать, в какой технике он будет работать. Он должен знать, в чем смысл этого спектакля, его стиль, будущую форму.»

Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов». / «Театр», 1973, №11, с. 32-35.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.