menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 10

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-20041975 году на культуру "сел" Демичев, и я решил протащить "Живого", следуя девизу того же Федора Кузькина: «Жизнь ставит мне точку, а ей запятую». — Но оказалось, что Демичев был тоже не лыком шит. Предложил, чтобы спектакль о деревне посмотрели Колхозники и Министерство сельского хозяйства. Примут — пойдет, не примут — запретить. Чтобы у сельской общественности огрехов в суждениях не случилось, ее как надо доработали. Оторвали от работы и привезли в Москву.

Смысл суждений сельхозчиновников был такой: "Всю правду о деревне народ знать не должен". А председатель колхоза Исаев заявил совсем по Ежи Лецу: "Постановка не отражает действительности, которую хотелось бы увидеть». Если это и было, то будем считать, что этого не было".

Демичев перевел это на язык идеологических выкрутасов: "Запретить как вредный и осквернительский".»

Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...». «Крокодил», 2000, №2.

Стенограммы обсуждения спектакля «Живой» с работниками сельского хозяйства. 24 июня 1975 года:

Э.Исаев (председатель колхоза им. Горького): Артисты играли замечательно, особенно Золотухин, в которого я просто влюблен. Давно мечтал увидеть его сцене. <...> Но сама постановка не отражает действительности, которую хотелось бы видеть. (Смех в зале, аплодисменты). Вы меня не так поняли. Было много плохого, на трудностях росли наши хозяйства. Особенно поднялись наши хозяйства при укрупнении, и из отсталых стали крупными и хорошими хозяйствами. Но эта постановка не отражает этого. <...> Колхозники давно имеют паспорта и могут уйти из колхоза. <...> Средняя зарплата в колхозе — 200 руб. Отлично! Государство систематически помогало сельскому хозяйству и помогает сейчас, особенно после мартовского пленума ЦК КПСС.

Солоухин (писатель): Я не знаю... мне пятьдесят первый год... у меня дрожали руки, у меня в горле ком стоял. Какими технологиями сельского хозяйства можно мерять эти категории? Это искусство. <...> Нельзя одной пьесой закрыть тему, тем более, что речь идет о сатире. Правильно здесь говорил Бакланов. Таких ревизоров-прощелыг, как Хлестаков, в чистом виде, может быть, и не было в России. <...> нетипично это было бы, если арифметически подходить. А пьеса гремела и гремит. Я не знаю, что стали бы говорить на обсуждении этой пьесы, если бы туда пригласили городничих и ревизоров в свое время. (Аплодисменты).

Ю. П. Любимов: Я расстроен... Зачем создана такая страшная атмосфера и столкнули людей искусства с людьми, которых мы глубоко ценим и уважаем. Это неправильно. <...> Вытупаем мы с вами за одно общее дело. А вы опять поделили зал на «ваших» и «наших». <...> ...дорогие люди, мы уже 8 лет это сдаем, а получаем только по шее. <...> Здесь проходит очередное беззаконие. (Аплодисменты). Я приложу все усилия, как все 8 лет, как если бы спектакль пошел. Я оптимист... Успокойтесь. А спектакль пойдет, очень скоро пойдет! (Продолжительные аплодисменты).

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.