Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 8
Запись в журнале протоколов спектаклей:
22 декабря. ПОСЛУШАЙТЕ!
Спектакль прошел отлично. Очень подвинулся Шаповалов! Все актеры работали собранно, точно, с отдачей. И результат — зрители все понимали и принимали очень точно!
Примак.
Замечания по постановочной линии:
1. В фойе не хватает портретов Маяковского, и один портрет висит поломанный. Необходимо заказать партию новых портретов.
2. Еще раз сделать нормальную штору в левом окне и нарастить лестницы к тому же окну.
3. Костюм Шацкой подогнать по фигуре на «Трагическую любовь».
4. Вставить стекло в обе форточки в 9 грим, уборной — актеры не могут находиться в холоде. Спектакль прошел хорошо.
Дроздова.
Пугачев
С. Есенин
Премьера состоялась 17 ноября 1967 года.
Постановка Ю. Любимова. Художник Ю. Васильев. Композитор Ю. Буцко. Режиссеры Б. Глаголин и В. Раевский. Интермедии Н. Эрдмана.
«...В работе над есенинским "Пугачевым" записи голоса поэта, его неистовое чтение своих насыщенных метафорами стихов помогли нам найти общий эмоциональный строй спектакля. Но только тогда, когда родилась сценическая установка со стремительным наклоном, обрывающимся у плахи (художник Ю. Васильев), стало ясно, какая должна быть манера исполнения, и появилась определенная пластика — иначе физически не устоишь на ногах. Сами условия отметали бытовой стиль игры.» Ю. П. Любимов. «В защиту профессии и профессионалов»./ «Театр». 1973. №11, с. 32-35.
«Потом я связал их одной цепью, потом всобачил им топоры, и, когда я понял, что они смогут прочесть эти стихи, тогда только я попросил написать интермедии Николая Робертовича Эрдмана, потому что понимал, что они сдохнут, что сил не хватит, хотя пьеса короткая, в одном действии.»
Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001, с. 263.
Из стенограммы заседания Художественного совета театра. 13 октября 1 967 года:
Н. Л. Дупак (директор театра): Хочу вам сообщить следующее. Был я на приеме у тов. Шапошникова. Мы с ним договорились, что интермедии к спектаклю «Пугачев» будут изменены, что те острые вещи, которые вызывают особенные ассоциации, будут сняты или заменены новыми документами. После внесения таких изменений 16 октября в 12 часов состоится просмостр, на который будет приглашено не более 10 человек. Надо будет пригласить Екатерину Алексеевну*. <...>
Ю. П. Любимов: Вообще я все это считаю безобразием. Все это нужно в спектак-ле.<...> Если мы делаем такие изменения, это означает, что мы считаем, что согласны с этими изменениями. <...> Все, что мы делаем в интермедиях, мы делаем на основании документов. Мы можем точно подобрать все исторические документы и представить их. <...> Мы должны доказать, что интермедии в таком виде, как они есть, необходимы. <...> Первую интермедию мы сократили. Вторая никак не сокращается. <...> Сделана она на приказе, на инструкции — как встречать Екатерину. <...> Возможно, будут довольны, если и третьей интермедии не будет. Есть еще резервы к тому, чтобы интермедии сохранить. <...> Я должен сделать еще несколько визитов туда, где есть возможность это обжаловать. <...> В решении Совета надо написать, что мы с этими изменениями и сокращениями в спектакле не согланы, что мы идем на это под давлением, что этим нанесен ущерб спектаклю.
Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.