menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 14

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«Пастернак называл метафоры "мгновенными и сразу понятными озарениями". Спектакли Театра на Таганке фрагментарны: взрыв не может длиться долго. Вспыхивают и гаснут эпизоды-озарения, словно мы читаем четверостишья, напечатанные ослепительными буквами на черной бумаге.

Режиссер пишет белым по черному, он скуп на свет, потому что превосходно его чувствует, подобно настоящему живописцу, которому свет не дается даром, — он должен его тщательно и вдохновенно выписывать.»

В. Ю. Силюнас. «А зори здесь тихие...». / «Театр», 1971. № 6, с. 7-14.

«Пыл жизни буквально физически ощутим в спектакле. <...> Он становится еще одной метафорой, встречающей выходящих в фойе после спектакля зрителей пятью пламенеющими в патронных гильзах светильниками, поднимающимися вверх по лестничным ступеням.»

В. Ю. Силюнас. «А зори здесь тихие...». / «Театр», 1971, № 6. с. 7-14.

Из письма Л. Толстой:

«Дорогой Юрий Петрович!

...После Вашего спектакля «Гамлет» мне хочется сказать Вам, что это самое большое потрясение, какое я испытала в театре за всю мою жизнь. <...> Текст, актеры, музыка, цвет, свет, грандиозный безмолвный «ведущий» — Занавес — все слито в единое неподражаемое достоверное целое. <...> Шекспир Ваш современен, как ни у кого, в том огромное значение, когда современность раздвигает свои пределы в бесконечность. Новым озарением становятся у Вас (несмотря на кажущийся пессимизм) всем как будто бы давно известные истины, что великие ценности человеческого разума <...> вечны. Что их не забросать мусором злободневности. <...>

Гамлет-Высоцкий так захватывает, что перестаешь ощущать себя. Во время спектакля мне казалось, что я сама живу в шкуре Гамлета.»

«Я бы хотел еще раз поставить "Гамлета". Я ничего не буду менять в сценографии. Я сохраню наш огромный занавес, разделяющий сцену на две части и вдоль и поперек. Театральный занавес, занавес судьбы, занавес, который прячет, вычеркивает, открывает жизнь и ее отнимает. Я использую также огромный железный кованный меч, вокруг которого разворачиваются игры и сражения этой трагедии. "Гамлет" — основное произведение, в котором меланхолия и неистовство, спекуляция и поступки сливаются, чтобы дать рождение миру такой ярости, какой нет в произведениях Шекспира.»

Ю. П. Любимов. Из архива театра.

Под кожей статуи Свободы

Е. Евтушенко

Премьера состоялась 18 октября 1972 года.

Сценическая композиция Ю. Любимова,

Б. Глаголина, А. Васильева, В. Смехова, Л. Филатова.

Постановка Ю. Любимова.

Художник Д. Боровский.

Музыкальное оформление В. Арзуманова, Г. Пятигорского, А. Васильева, Д. Межевича.

«Спектакль сделан очень оригинально. Например, нету сцены, опущена глухая стена, на которой написаны всевозможные лозунги по-английски. На авансцене сидят пятнадцать-двадцать наших актеров: они играют американских студентов. Стоят штативы, на которые потом надеваются черепа из папье-маше. Среди этих черепов все происходит: когда тореадор — на них надеваются тореадорские шляпы, когда Раскольников — во все эти черепа топоры воткнуты.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.