menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 31

Фауст

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004И. Гете

Премьера состоялась 30 сентября 2002 года.

Свободная композиция и постановка ИЗ. Любимова.

Режиссер А. Васильев.

Художник Б. Мессерер.

Композитор В. Мартынов.

Степ В. Беляйкин.

Хормейстер Т. Жанова.

Пластика Ю. Скотт, Ю. Папко.

«А главное, гоните действий ход Живей, за эпизодом эпизод...»

И. В. Гете. «Фауст».

«Чтобы прочитать всего "Фауста", как подсчитал Юрий Любимов, понадобилось бы 22 часа. <...> Спектакль Любимова длится 1 час 40 минут. В одном этом уже есть вызов. Как любит повторять режиссер, не такая он цаца, чтобы занимать внимание зрителя долго.»

Н. Казьмина. «Фауст». / «Культура», 3 октября 2002 года.

«Любопытно, что при этом режиссер не обходит своим вниманием самые, казалось бы, проходные, не имеющие никакого отношения к развитию основной интриги сцены. <...> Видимо, они привлекли внимание Любимова своей яркой театральностью, которой недостает пространным философским сентенциям (вспомним, что многие исследователи называли трагедию «драмой для чтения» и считали ее принципиально несценичной).»

Д. В. Фомин. «Фауст» на Таганке: испытание скоростью». / Из архива театра.

«Как всегда у Любимова, удачно придуманная форма определила существо спектакля. Стильная декорация (Борис Мессерер), темпераментные, хорошо выученные, отлично поющие артисты, жестко заданный ритм — и дело сделано. <...> Одетые в черные фраки черти, вооруженные метлами, звонко и неутомимо бьют степ, сметая все на своем пути. Мелькают эпизоды, лица, темы — все в проброс, на лету, как бы шутя и играя. Любимов вызывающе превращает в клоунаду святая святых — философский трактат о трагическом познании человеческой природы. Он лицедействует там, где принято делать важное лицо и задумчиво поднимать глаза к небу.»

М. Зайонц. «Гзте в ритме степа»./ «Итоги». 24 сентября 2002 года.

«...В "Фаусте" по полной программе задействована почти вся молодежь труппы и студенты РАТИ. <...> ...любимовский азарт экспериментатора и избыточная энергетика актеров воплощают почти не заявленную в спектакле текстуально, но крайне важную для Гете тему юности как некого идеального состояния, располагающего к творческому поиску и любви.»

Д. В. Фомин. «Фауст» на Таганке: испытание скоростью». / Из архива театра.

«Текст Гете для участников спектакля — лишь вспомогательный материал, исходная точка творчества. Они могут его сыграть трогательно или иронично, как в театральном спектакле. Могут лихо проскандировать, отбивая чечетку, а могут пропеть, будто григорианский хорал. Юрий Петрович не поставил в России ни одной оперы, но в его спектаклях музыкальная партитура играет все более значимую роль. "Фауста" невозможно представить себе без музыки Владимира Мартынова. Композитор по праву становится одним из соавторов спектакля.»

О. Романцева. «Фауст нашего времени». / «Красота», 2002, N 7-8.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.