Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 18
Мертвые души
Н. Гоголь
Инсценировка Ю. Любимова.
Постановка Ю.Любимова.
Художник Э. Кочергин.
Музыка А. Шнитке.
Дирижер Г. Рождественский.
Помощник режиссера Б. Глаголин.
«Сначала из-под планшета сцены, как стручок гороха, выросла круглая головка, одетая в детский чепчик, головку кормили кашей, и этот живчик кашу с удовольствием поглощал.»
А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М.. 1981. с. 83.
«...Каждый гоголевский помещик вырастает перед коренастым единственно стоящим на земле Чичиковым — Ф. Антиповым в виде какого-то чудовищного трехметрового миража, медленно вспухающего из-под планшета сцены на высоком постаменте.»
А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М., 1981, с. 86.
«...Было даже неважным, что Коробочку играла не женщина, а молодой мужчина в чепце (И. Бортник). Такое "остранение" подчеркивало замысел: создавался не просто характер Коробочки, но некий символ человеческого тупоумия и зацикленности на одной и идее, который есть в самом этом невероятном имени — "Коробочка".»
А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М., 1981, с. 87.
Из стенограммы обсуждения спектакля по произведениям Н. В. Гоголя в Управлении культуры Мосгорисполкома в Московском театре на Таганке:
С. А. Макашин (доктор филологических наук, официальный рецензент): В эпилоге Поприщин размножился на ряд лиц, которые мелькают как стрижи, выкрикивая слова самого Гоголя, которых ловят, сажают в сумасшедший дом жестокие служители его.<...> Создается впечатление, что Гоголь воспринимал Россию как некий сумасшедший дом. В литературе это есть, у Щедрина: «Больница для умалишенных». Конечно, он имел в виду Россию правящих классов, эксплуататоров. Но этого нет у Гоголя. Ю. В. Манн (доктор филологических наук): Бросается в глаза, что театр очень бережно относится к гоголевскому тексту. <...> Театральная яркость и смелость, дерзость сценического решения сочетается с буквальным следованием гоголевскому тексту. <...> У Гоголя тема болезни страны и исцеления страны — одна из сквозных тем творчества.
Ю. В. Трифонов (писатель): Какие светлые места могли войти в этот коллаж, в это видение, которое представил Любимов? Это какая-то маниловщина с вашей стороны: «Хорошо бы построить мост!»
А. А. Смирнова (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): Глобальность этой метафоры, что вся Россия — сумасшедший дом, совершенно правомерна для эпохи николаевской реакции, но когда она соединяется с какими-то современными символами, аллюзиями на современность, она перестает быть правомерной. М. Р. Дружинина (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): Когда Плюшкин произносит: «Народ все воры», зрительный зал смеется. Вряд ли можно такие упреки бросать сегодняшнему зрителю...
М. А. Светлакова (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): И я тоже испытывала неудобство. Когда говорили, что тут воры собрались, я с ужасом оглядывалась. И что же? По одну сторону сидит Рождественский, дальше Любимов, по другую сторону мои товарищи...
Ю. П. Любимов: Николай Васильевич Гоголь вытравлял в себе Ноздрева, Плюшкина, Чичикова. И я тоже вытравляю. Извините, что я вас обидел.
Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.