menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 18

Мертвые души

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Н. Гоголь

Инсценировка Ю. Любимова.

Постановка Ю.Любимова.

Художник Э. Кочергин.

Музыка А. Шнитке.

Дирижер Г. Рождественский.

Помощник режиссера Б. Глаголин.

«Сначала из-под планшета сцены, как стручок гороха, выросла круглая головка, одетая в детский чепчик, головку кормили кашей, и этот живчик кашу с удовольствием поглощал.»

А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М.. 1981. с. 83.

«...Каждый гоголевский помещик вырастает перед коренастым единственно стоящим на земле Чичиковым — Ф. Антиповым в виде какого-то чудовищного трехметрового миража, медленно вспухающего из-под планшета сцены на высоком постаменте.»

А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М., 1981, с. 86.

«...Было даже неважным, что Коробочку играла не женщина, а молодой мужчина в чепце (И. Бортник). Такое "остранение" подчеркивало замысел: создавался не просто характер Коробочки, но некий символ человеческого тупоумия и зацикленности на одной и идее, который есть в самом этом невероятном имени — "Коробочка".»

А. М. Смелянский. «Наши собеседники». / «Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов». М., 1981, с. 87.

Из стенограммы обсуждения спектакля по произведениям Н. В. Гоголя в Управлении культуры Мосгорисполкома в Московском театре на Таганке:

С. А. Макашин (доктор филологических наук, официальный рецензент): В эпилоге Поприщин размножился на ряд лиц, которые мелькают как стрижи, выкрикивая слова самого Гоголя, которых ловят, сажают в сумасшедший дом жестокие служители его.<...> Создается впечатление, что Гоголь воспринимал Россию как некий сумасшедший дом. В литературе это есть, у Щедрина: «Больница для умалишенных». Конечно, он имел в виду Россию правящих классов, эксплуататоров. Но этого нет у Гоголя. Ю. В. Манн (доктор филологических наук): Бросается в глаза, что театр очень бережно относится к гоголевскому тексту. <...> Театральная яркость и смелость, дерзость сценического решения сочетается с буквальным следованием гоголевскому тексту. <...> У Гоголя тема болезни страны и исцеления страны — одна из сквозных тем творчества.

Ю. В. Трифонов (писатель): Какие светлые места могли войти в этот коллаж, в это видение, которое представил Любимов? Это какая-то маниловщина с вашей стороны: «Хорошо бы построить мост!»

А. А. Смирнова (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): Глобальность этой метафоры, что вся Россия — сумасшедший дом, совершенно правомерна для эпохи николаевской реакции, но когда она соединяется с какими-то современными символами, аллюзиями на современность, она перестает быть правомерной. М. Р. Дружинина (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): Когда Плюшкин произносит: «Народ все воры», зрительный зал смеется. Вряд ли можно такие упреки бросать сегодняшнему зрителю...

М. А. Светлакова (чиновник управления культуры Мосгорисполкома): И я тоже испытывала неудобство. Когда говорили, что тут воры собрались, я с ужасом оглядывалась. И что же? По одну сторону сидит Рождественский, дальше Любимов, по другую сторону мои товарищи...

Ю. П. Любимов: Николай Васильевич Гоголь вытравлял в себе Ноздрева, Плюшкина, Чичикова. И я тоже вытравляю. Извините, что я вас обидел.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.