menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 15

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004А почему мы взяли такую декорацию? Однажды перед Белым домом была демонстрация протеста студенческая — они протестовали против войны во Вьетнаме, устроили сидячую забастовку. Наставили черепа из папье-маше и между ними разыгрывали действие прямо перед Белым домом. Мы взяли эту декорацию и в ней разыгрываем стихи Евтушенко.

Первый ряд на этот спектакль не продается. В первом ряду сидят полицейские с дубинками — они наводят порядок. Говорят: "Начинайте!" Начинаются стихи, песни — очень много музыки в этом спектакле. Если кто-нибудь из актеров особенно распоясывается, полицейские бьют его дубинкой по голове и выкидывают прямо в фойе. Но у нас люди тренированные — никто не разбивается. Зрителей не выкидывают, но тоже так, когда кто-нибудь особенно начинает реагировать, они подымаются с первого ряда, помахивая дубинками, и недвусмысленно намекают, что может произойти и со зрителями то же самое. Поэтому у нас порядок идеальный в этом спектакле».

Владимир Высоцкий. www.taganka.org/html/stuecke/statuisvobody.htm

Товарищ, верь...

А. Пушкин

Премьера состоялась 11 апреля 1973 года.

Сценическая композиция Ю. Любимова и Л. Целиковской.

Постановка Ю. Любимова.

Художник Д. Боровский.

Музыка Г. Пятигорского, Ю. Буцко, И. Дыховичного.

«На сцене две кареты. Золотая — в свечах и хрустале, она стоит увесисто, массивно, редко поворачиваясь, иногда превращаясь в золотую театральную ложу или золотой церковный аналой. Это карета царя, света, официальных "святынь". Вторая — висит в воздухе. Это — черная дорожная кибитка с простым фонарем, она все время в движении, в пути. Иногда мы видим в ней Пушкина через узкое тюремное окошко, иногда он едет в ней "свободно", то в ссылку в Кишинев, то в ссылку в Псков — "блуждающая судьба" вечно гонимого путника. <...> И вот кибитка, висящая в воздухе в пространстве сцены на тросах снастей, на наших глазах превращается в летящий бриг, полный отважных и мужественных матросов. И вот уже Пушкин летит над морем: Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан

Но дело все в том, что это не простая морская прогулка, это прибой строк, это качка ритма, это напор, это стихия его дара, это и есть вот та минута, за которой хлынет поэзия... Вот это и есть душа любимовского спектакля. Больше того, это природа, это то особое измерение, особое завоевание его театра, которое позволяет играть не только житейскую или даже социально осмысленную биографию Пушкина, но и его стихи, их историю, их движение, их трепет».

В. Г. Комиссаржевский. «Читая свиток верный...» / «Комсомольская правда». 1973, №4.

Из письма начальнику главного управления культуры исполкома Моссовета Покаржевскому Б. В.:

«Уважаемый Борис Васильевич!

Направляем Вам перепечатанный заново текст 2-ой части пьесы "Товарищ, верь!..", т.к. в текст пьесы, согласно замечаниям Управления театров Министерства культуры РСФСР, вставлены отрывки из "Истории села Горюхина" для более точного звучания темы крепостного права, крепостной России. <...>

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.