menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 6

Художественный Совет

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Художественный Совет Театра на Таганке знаменит. Формально он был создан решением Управления культуры Исполкома Моссовета (№ 241 от 7 августа 1964 года). Однако этот документ лишь закреплял то положение дел, которое реально существовало — в отличие от других театров, Совет Таганки никогда не был формальным. На Совете обсуждались самые важные для театра вопросы: от будущего репертуара до способов борьбы за спектакли. Вместе с Главным режиссером театра Ю. П. Любимовым члены Совета писали письма по инстанциям. Не жалея времени и сил, театру помогали писатели Н. Эрдман, Б. Можаев, Ю. Трифонов, Ф. Абрамов, Г. Бакланов; поэты А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Д. Самойлов, ученые-филологи, театроведы, историки А. Аникст, М. Ерёмин, Г. Бояджиев, Б. Зингерман, Н. Эйдельман, академики физики П. Капица, Я. Зельдович; ученые и публицисты Ю. Карякин, Ю. Черниченко; театральные критики Т. Бачелис и М. Туровская; композиторы Э. Денисов и А. Шнитке; ученые, сотрудники аппарата ЦК КПСС Л. Делюсин и А. Бовин; художники Ю. Васильев и Д. Боровский. Этот ряд имен можно еще продолжать и продолжать — всегда это были самые яркие, самые интересные. Б. Окуджава говорил о Таганке как о "клубе порядочных людей", имея в виду и Художественный Совет театра. Совет работал до тех пор, пока Ю. Любимов не был лишен советского гражданства.

«Очень многие ушли туда, откуда, как говорил Гамлет, ни один не возвращался. Я не просто их вспоминаю, я с ними советуюсь, чаще всего с Николаем Робертовичем Эрдманом. С Петром Капицей, Борисом Можаевым, Альфредом Шнитке, Эдисоном Денисовым. Они говорили мне иногда гораздо более острые вещи, чем чиновники, которые со страху старались вырезать все, что им казалось неудобным. Мы говорили о художественной стороне дела, и к этим советам я очень прислушивался.»

Ю. П. Любимов. «Таганские хроники». / «ТВ Парк», 2000. №9, с. 8-12.

Павшие и живые

Премьера состоялась 4 ноября 1965 года.

Сценическая композиция Д. Самойлова, Б. Грибанова, Ю. Любимова.

Постановка Ю. Любимова.

Режиссер П. Фоменко.

Художник Ю. Васильев.

Музыка из произведений Д. Шостаковича.

«Выбирая первые пьесы для Таганки, я пришел к выводу, который привел меня к определенному отрицанию: по своему уровню наша современная драматургия, на мой взгляд, гораздо ниже, чем наша поэзия и наши прозаики...»

Из бесед с ЮЛ Любимовым, 5 марта 2004 года.

«Одним из первых закрыли спектакль "Павшие и живые". О поэтах войны: Твардовском, Берггольц, Слуцком, Кульчицком и других.

"Не те поэты, — сказали райкомовские власти, — слишком много евреев. Замените Кульчицкого Светловым, иначе спектакль не пойдет". Заменил. Что получилось? Кульчицкий-то как раз русский, а Светлов — еврей.»

Ю.П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...». / «Крокодил», 2000, №2

«Мой тогдашний директор по финансам, когда я попросил: сделайте мне чашу для вечного огня из меди, для "Павших и живых", — он мне ответил: никакой меди вам не будет, это стратегическое сырье! <...> Медь я , конечно, достал. Но уже готовую чашу хотели погасить пожарные. Я просил пожарного генерала приехать в театр. Он приехал, посмотрел кусок "Павших и живых", и когда вся публика встала, приветствуя "вечный огонь", прослезился и сказал: беру на себя! Пусть горит!»

Ю. П. Любимов. Из архива театра.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.