menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 17

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«"Мастер" возник скорей от формы. У меня возникла убежденность, что я должен собрать лучшее, что сделал театр в смысле ходов, эстетики театра, манеры театра. И тогда я взял самое для себя дорогое за эти годы — занавес гамлетовский, раму мольеровскую. <...> От советских времен трибуна маленькая слева, на которой Берлиоз там упражняется, ораторствует — это из "Живого", кубики из "Маяковского", на которых сидит Воланд. <...> из "Гамлета" был этот крест: "неси свой крест веры"; маятник из "Часа пик" — такие, ну, что ли, детали, годные на все времена. И таким образом инсценировка уже делалась под готовое решение театральное.»

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М.. 2001. с. 304-305.

«Комиссия по наследию Булгакова спектакль одобрила, это мне очень помогло, потому что у меня была какая-то защита. Правда, они настоятельно советовали закончить спектакль на том, что, мол, "Рукописи не горят". А я говорю: конечно, можно. Но ведь они горят. И даже человек сгорает в лагерях...»

Из бесед с Ю. П. Любимовым. 5 марта 2004 года

Из аннотации к спектаклю «Мастер и Маргарита»:

«Тема Мастера — художника, независимого творца — для создателей спектакля приобретает глубоко личный характер. Доказательство тому — особый "шифр", который содержится в оформлении постановки. Здесь использованы фрагменты декораций прежних спектаклей, которые театр считает важнейшими для выражения своих творческих идей. "Мастер и Маргарита" — это своеобразный итог целого этапа творческой жизни Таганки.»

Из статьи Н. Потапова «Сеанс черной магии на Таганке», опубликованной в газете «Правда» 29 мая 1977 года:

«Диалог Михаила Берлиоза (А. Сабинин), Ивана Бездомного (М. Лебедев) и Воланда на Патриарших прудах строится так, что то один из них, то другой обращаются в зал, полагая найти здесь поддержку, единомыслие. На вопрос Воланда, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле, Иван сердито, но как-то неуверенно отвечает: "Сам человек и управляет". И при этом — недвусмысленный жест в сторону зрителей. Подобным же образом поступает и Берлиоз, с самодовольно — победительной улыбкой говоря об атеизме, о том, что "большинство вашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге". Весь этот разговор окрашен в театре в такие тона, что булгаковская ирония по адресу Берлиоза с его эрудицией скучного педанта и потуг мысли не шибко грамотного Бездомного начинает звучать как ирония в отношении явлений и категорий, для нашего общества существенных. Воландовский скепсис воспаряет над спектаклем.»

«"Сеанс черной магии на Таганке" — так называлась разгромная статья в газете "Правда", когда 6 апреля 1977 года состоялась премьера спектакля Юрия Любимова "Мастер и Маргарита" по роману Михаила Булгакова. <...> Роман запрещали, но он в советское время был напечатан в журнале "Москва", за что пострадал главный редактор. <...> Но на Таганке "Мастера" ждала более счастливая судьба. Может быть, именно этого театра и ждал роман. Как ни странно, но спектакль все же вышел, хотя и не сразу. <...> А потом началось: "Кто разрешил? Как это — в атеистической стране по сцене ходит Христос?" Но запретить уже было нельзя, слишком большой резонанс вызвала премьера. <...> За билет на "Мастера" выкладывали любые деньги, отдавали любые книги, в том числе и сам роман.

Ю. Луговской. «Тысячный сеанс черной магии». / «Мир новостей». 7 мая 2002 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.