menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 27

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«<...> Вот этот стол доказательств является метом действия. Мы видим все следы преступления, и за этот же стол подают выпить, закусить — кабак, и тут же и святые рассуждают — это все одно место действия. И еще одно пространство — так называемое "теневое пространство". Там беспрерывно идет дождь, и люди там полуреальные. В этом месте тексты идут особые. Все абстрактное, как драматургия Беккета.»

Ю. П. Любимов. Из архива театра.

«После второго звонка в фойе выходит прокурор. В одной руке у него портфель с делами, а другой он бичом загоняет публику в зал. Когда публика села, входит председатель суда и присяжные заседатели: двенадцать человек из зрителей. Это дает возможность играть через зал. Ведь процесс идет не только над вами — персонажами, но и над ними — зрителями, сидящими в зале. Про нас же говорят, что мы все персонажи Достоевского.»

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001, с.564-565.

Марат и маркиз де Сад

Петер Вайс

Премьера состоялась 22 ноября 1998 года.

Перевод Л. Гинзбурга.

Постановка Ю. Любимова.

Музыкальное оформление - В. Мартынов, С. Летов, Т. Жанова, М. Жуков.

Постановка степа - В. Беляйкин.

«Этот спектакль очень музыкален. Содружество композиторов — Владимира Мартынова и Сергея Летова — делает прекрасную, разнородную музыку с долей запланированного эклектизма и импровизации.»

Ю. П. Любимов. «Рассказы старого трепача». М., 2001. с. 566.

«Я не верю в так называемые повороты истории. Бывают сильные катаклизмы, и тогда происходят какие-то смены общественных настроений, но люди-то очень мало меняются. Брехт прекрасно сказал: "За последние четырнадцать столетий мало что изменилось". Я считаю, что мы (Таганка) завершили большой круг жизни длиной в 35 лет: от Брехта к Достоевскому, к нашим великим классикам, и пришли к острой, памфлетной сатире с вечными проблемами. <...>

...Артистам казалось, что пьеса "Марат-Сад" — ушедшая, старомодная, а я их убеждал, и пришлось опять все делать усилием воли. По-моему, эта пьеса в самый раз. Сразу возникает взаимное понимание: на сцене — психи, готовые к исполнению всего, чего угодно, и в зале тоже. Устанавливаются правила игры в отношениях зала с артистами, и это чувствуется.»

Ю. П. Любимов. «В искусстве нет ни верха, ни низа». / «Экран и сцена». 1999. № 6.

«Сюжет спектакля, идущего за решеткой — чтобы, не дай Бог, не повредить "нормальной" публике, — двоится, троится, полнится ложью и отсебятиной. Марат выглядит то монстром, то героем, убийца Марата Шарлотта Корде — то фурией, то святой. Революцию славят и проклинают, война за правое дело мнится резней, резня оборачивается триумфом разума, разум — буйным бредом. <...>

Поставь ее Любимов, как задумывал, 20 лет назад, и она била бы прямиком по Системе. Теперь она хлещет и по левым, и по правым, и по либералам, и по консерваторам.»

В. Никифорова. «Юрий Любимов подтвердил свой класс». / «Сегодня», 23 ноября 1998 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.