menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 3

Добрый человек из Сезуана

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Б. Брехт

Премьера состоялась 23 апреля 1964 года.

Перевод Ю. Юзовского и Е. Ионовой.

Перевод стихов Б. Слуцкого.

Постановка Ю. Любимова.

Музыка Б. Хмельницкого и А. Васильева.

«...Рождение театра было необычным. Нечто вроде преждевременных родов. Я подготовил со своим третьим курсом знаменитой "Щуки" (как острили вахтанговцы, "Школа для детей одаренных родителей") спектакль по Брехту "Добрый человек из Сезуана". После просмотра и хорошей прессы его засчитали как выпускную дипломную работу. Получилось, что мой курс закончил учебу на год раньше срока.

Выпускники составили костяк труппы Театра на Таганке. Этим спектаклем 23 апреля 1964 года он начал свою жизнь.»

Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...» / «Крокодил». 2000, №2.

«Первый скандал произошел уже на дипломном спектакле. Как только актеры начали исполнять зонг "Шагают бараны в ряд...", зритель начал топать ногами и кричать: "Повторить... Повторить..." — ректор Б. Захава был в ужасе...»

Из бесед с Ю. П. Любимовым. 5 марта 2004 года.

Из письма Б. Захавы Ю. Любимову (от 25 октября 1 963 года): «В поставленном Вами спектакле "Добрый человек из Сезуана" в его первоначальном виде <...> были, наряду с положительными его сторонами, отмечены серьезные недостатки. Наиболее существенным из них было наличие в спектакле моментов, послуживших поводом для демонстраций в зрительном зале со стороны той его части, которая находит удовольствие в позиции политического скептицизма и фрондерства. <...> Никакие двусмысленности, призванные возбуждать ассоциации с нашей советской действительностью, в этом спектакле совершенно не уместны. Под моим давлением Вы внесли в спектакль поправки, направленные к устранению указанного недостатка.

Однако мое указание на необходимость изъять из спектакля песенку "О власти и народе", по непонятной для меня причине, встретило с Вашей стороны упорное сопротивление.

Считаю, что внесенные в эту песенку дополнительные строки не изменяют существа дела. Поэтому вынужден, пользуясь правами ректора, категорически потребовать от Вас изъятия из спектакля этой песенки. Примите это, как официальное мое распоряжение. Ректор училища, профессор Б. Захава.»

«Театр определяется прежде всего репертуаром.

Мы не рассчитывали на новое театральное дело, принимаясь в Вахтанговском училище за "Доброго человека из Сезуана". Я просто остановился на пьесе, которая давала возможность выразить те мысли по поводу жизни и — что очень важно — по поводу театра, которые меня <...> волновали. Так получилось, что с "Доброго человека" начался наш театр.»

Ю. П. Любимов. «Театр». 1965. №4. с. 59-60.

«В "театре улицы" рождались выразительный и доходчивый язык жеста, свойственный ярмарочным мимам, и заразительное веселье балагана. Вместе с тем такой театр непременно доносил до зрителя смысл прозрачной библейской притчи. Всему этому мы также учились в своем спектакле — режиссер и студенты вместе.»

Из бесед с Ю. П. Любимовым. 5 марта 2004 года.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.