Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 26
«Из рассказов актеров театра о Шнитке: "Худой, сильно сутулящийся человек с волевыми черными глазами. Первое впечатление от встречи — восхищение и потрясение. Мы приветствовали его, встав, аплодисментами. Потом композитор попросил каждого из нас что-нибудь спеть: "Не надо слишком стараться, мне важно понять ваш тембр и диапазон — на что способен каждый артист. Я буду писать музыку, исходя из ваших голосов". Мы запели по очереди. Помню, что его очень удивил Александр Трофимов, который не только пел, но еще и весьма прилично играл на гитаре. Альфред Гарриевич прослушал почти всех нас за исключением уже хорошо известных ему Золотухина и Шаповалова. <...>
Потом вернулся в Гамбург и стал присылать фрагмент за фрагментом, партитуру, которую мы постепенно разучивали. Было трудно. Лишь к премьерному спектаклю (Вена, 18 мая 1993 года) концы с концами как-то сошлись".»
А. Петров. «Музыка Шнитке на Таганке»./ «Маn' Music». 2002, № 9.
«...на сцене по диагонали натянуто полотно, которое в четырех местах освещено прожекторами (фарами); звучит барабанная дробь, и кажется, что не поезд мчится вперед, а уносится назад окружающее пространство.»
В. Денисов «Дойти до самой сути». / «Независимая газета». 22 июня 1993 года.
«Тема рока, тяготеющего в XX веке над нашей страной, все время подчеркивается режиссером: это и "античный хор", играющий не меньшую роль, чем актеры, — одетый в черное, он распевает стихи и молитвы (траурная процессия — плакальщики по России?); это и пастернаковские строки "горечь рокового шага", "продуман распорядок действий" и т.д.»
В. Денисов «Дойти до самой сути». / «Независимая газета». 22 июня 1993 года.
Братья Карамазовы
Ф. М. Достоевский
Премьера состоялась 30 сентября 1997 года.
Инсценировка и постановка Ю. Любимова.
Композитор В. Мартынов.
Художник В. Карашевский.
«Тема, конечно, очень трудная, тем более спрессовать два тома в 60 страниц — это на грани безумия. Поэтому, я, конечно, вынужден был прибегать к театральным приемам: к метафории и к образным решениям.
Я спрессую все это театральными способами, неожиданными ошарашивающими вещами, чтоб заставить зрителя разбираться и прислушиваться.»
Ю. П. Любимов. Из архива театра.
«Сам Федор Михайлович, кстати, говорил: ради Бога, не иллюстрируйте романы, берите характеры, пожалуйста, распоряжайтесь ими.»
Ю. П. Любимов. Интервью Е. Шведову. / «Мужской клуб». Март 1998 года.
«Беса надо бы красить в черное, мазать углем, дегтем. Любимов красит в белое, в мел. "Табула раса" — чистая душа, нетронутая поверхность. Белая физиономия на черном фоне. Хлопающие глаза, растопыренные уши. Всему верит. <...> Идеологи "в сукнах" (все в черном!) мечут аргументы через голову наивного собрата, ведут "русский спор".»
Л. А. Аннинский. «Карамазовская сила». / «Культура», 9 октября 1997 года.
Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.