menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 9

2. НАСЛЕДНИКИ

После смерти Вахтангова многие гадали, выживет ли без него Студия. Третьего сентября 1922 года был избран новый художественный совет, в который вошли: Завадский, Захава, Тураев, Котлубай, Орочко, Толчанов, Ляуданская, Елагина, Глазунов и Басов. Коллективное руководство не могло снять напряжения, возникшего между студийцами. Каждый уверял, что главное для Студии - продолжать вахтанговскую линию. Но что из себя представляет эта линия - каждый понимал по-своему.

Многие из учеников Вахтангова стремились заниматься режиссурой, они были талантливы, честолюбивы, но явного лидера режиссера среди них не было. Вернее, слишком многие были с данными и желанием лидировать. К тому же все были молоды и ни один не казался другим достойным занять место учителя. Дальнейший путь виделся туманно.

Объявленный год назад переход к нэпу свободы искусству не обещал. Весной 1922 года партийная конференция возвестила, что «мнимо-беспартийная буржуазная интеллигенция» включилась в контрреволюционную работу, а уже в июне был учрежден Главлит, объединивший «все роды цензуры». В августе из страны выслали большую группу крупнейших русских философов и ученых. Тем же летом прошел первый показательный процесс ГПУ - процесс над эсерами. В сентябре 1922 года Художественный театр, возглавляемый Станиславским, уехал на двухлетние гастроли за границу. Осиротевшим вахтанговцам предстояло самим решать свою судьбу, хотя оставшийся в Москве Немирович, ведавший в то время всеми делами МХТ и его студий, бдительно следил за, казалось бы, разрушительными волнениями в Третьей студии и сомневался, будет ли она живым организмом, если поставить «2-го «Турандота», 3-го «Турандота»?..».

Один за другим ученики Вахтангова стали пробовать свои силы в режиссуре. Каждый пытался на свой лад подражать учителю в том, что казалось самым существенным, главным в вахтанговском наследстве. Одни брали себе за образец «Турандот», другие «Чудо» или «Свадьбу». Почти беспроигрышное следование за формой «Турандот», повлиявшее потом и на определение творческого кредо Театра Вахтангова, казалось гораздо перспективнее - ни «Чудо», ни «Свадьба», ни «Гадибук» копированию не поддавались.

Началом самостоятельной жизни Студии стал режиссерский дебют Бориса Захавы (премьера прошла 8 марта 1923 года). Он поставил комедию АН. Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше», с некоторой робостью назвав ее «студийной», то есть ученической, работой. Как и боялся Немирович, это был явно «подтурандоченный» Островский, кукольное царство суровых купчих, благородных приказчиков и мечтательных купеческих дочек. Спектакль был по-школьному поверхностным, и, хотя в нем было много смешных трюков, ни публика, ни критика его по-настоящему не полюбили.

Неудача первого спектакля еще больше накалила обстановку в Студии. Чтобы создать, наконец, устойчивую атмосферу, необходимую для работы, В. И. Немирович-Данченко назначил директором Третьей студии тридцатилетнего Юрия Завадского, который казался Владимиру Ивановичу «наиболее заметной фигурой для общественного мнения».


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.