menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 20

В апреле 1932 года постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» были ликвидированы многочисленные группы, школы и объединения во всех видах искусства. Уже введен в обиход термин «социалистический реализм»: через два года на писательском съезде он получит развернутое определение. Вот-вот развернется и кампания против «формализма». Именно в такой обстановке появляется у вахтанговцев дерзкий акимовский «Гамлет». Постановщиками «Гамлета» официально числилась целая режиссерская коллегия: П. Антокольский, Б. Захава, И. Рапопорт, Р. Симонов, Б. Щукин. Но фактически постановщиком, как и художником, спектакля был один человек - Николай Акимов, и в историю этот спектакль вошел именно как акимовский. На обсуждении плана постановки Главрепертком счел, что, хотя «Гамлет» «не является тем классическим произведением, которое наиболее близко по социальной значимости нашему зрителю», режиссерский план «совершенно приемлем», поскольку это всего лишь «чисто театральный эксперимент».

Основная идея Акимова сводилась к следующему: все сомнения и философствования Гамлета, человека слабого, которому бремя долга не под силу, - это выдумка Гете. На самом деле основная интрига шекспировской пьесы - борьба молодого принца за престол. Парадоксальный Акимов говорил о «Гамлете» как о блестящей, жизнерадостной, авантюрной пьесе, почти комедии. Естественно, режиссеру нужен был сильный, деятельный Гамлет, не знающий сомнений. Оттого для роли, на которую обычно выбирали актеров трагического амплуа (или, в новейшее время, - неврастеников), режиссер выбрал актера с буйным комическим темпераментом - невысокого толстяка А. Горюнова.

Для Акимова, представившего эпоху во всей ее примитивной грубости, сочности и фривольности нравов, было очень важно, что Гамлет - живой человек, весельчак и шутник. Изображая сумасшествие, он появлялся на базаре в ночной сорочке, с кастрюлей на голове, огромной морковью, а то и с визжащим поросенком в руках. В патетический момент он наступал на шлейф королеве, а один из монологов произносил в ванной, намыливаясь и бреясь.

Офелия (ее играла В. Вагрина) в акимовской трактовке превратилась в провинциальную хорошенькую простушку, мечтающую выйти замуж за принца. Она то сидела на коленях у очередного кавалера, то после попойки дремала над недопитым кубком. В последнем действии свои безумные речи Офелия произносила в пьяном виде, что снимало мысль о ее сумасшествии. Возвращаясь с очередной вечеринки, она просто спьяну оступилась и утонула.

Спектакль был поставлен с невероятной, даже избыточной роскошью. Занавес Акимов сделал в виде средневековой кольчуги. Массовые сцены на фоне городской панорамы напоминали полотна Брейгеля. Сцена с черепом Йорика шла в огромном кабинете Гамлета, где он с Горацио занимался научными исследованиями. В третьем акте появилась сцена охоты, в которой участвовали три живые лошади и стая охотничьих собак.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.