menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 52

Николай Плотников, один из самых знаменитых актеров Театра Вахтангова, был, утверждают некоторые, артистом «не вахтанговского» склада. Он играл без внешнего перевоплощения, последние годы почти без грима, без актерских эффектных приспособлений, но совершенно менялся внутренне. (Как говорят, он, как Жан Габен, в каждой роли думал по-другому. ) Не лицедействуя, он творил роль из самого себя и был невероятно органичен. Уверяют, что лучшим его созданием до прихода в вахтанговский театр был Швейк, а здесь, безусловно, Домициан и Крутицкий.

В 1966 году Р. Симонов поставил «Конармию» по мотивам рассказов И. Бабеля и стихам В. Маяковского. Прослышав о постановке, бывшие конармейцы прислали в театр возмущенное письмо - книгу Бабеля называли клеветнической. Буденный знал, чего боялся: проза Бабеля была жесткой, откровенной и беспощадной. Но спектакль оставлял давние споры по поводу «Конармии» в стороне. Он был иным.

Все свое изящество, романтизм, поэтичность Симонов вложил в эту приподнятую, трогательную и веселую постановку. Тон всему задавал знаменитый «Марш Буденного». Герои были простодушны, истовы и непримиримы как дети. Мгновенно вспыхивающий и бескомпромиссный начдив Гулевой (М. Ульянов), лихой командир эскадрона, упрямец и правдолюб Хлебников (Ю. Яковлев), влюбленный в революцию, наивный Степан Вытягайченко (Н. Гриценко). Юмор, героика, пафос - все сочеталось в этих вахтанговских конармейцах. Здесь играли В. Шалевич, Э. Шашкова, Ю. Волынцев. Зримым лейтмотивом и образом спектакля стала железная дорога и стремительное движение: мчится воинский эшелон, распахнуты двери теплушек и видны красноармейцы. Конечно, Бабель был в таком виде предельно смягчен и романтически приподнят, все его темы времен гражданской войны, связанные с потом, грязью и кровью, - ушли. Но театральное обаяние и вихревой ритм спектакля были так заразительны, что финальная сцена всегда шла под аплодисменты.

К концу 1968 года А. Ремизова выпустила премьеру комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Это была последняя работа Николая Акимова-художника, он так и не успел увидеть на сцене своего оформления. Спектакль был любим зрителями и получил Государственную премию.

Актеры бесспорно блистали. Крутицкий - с головой, похожей на бильярдный шар и с таким же гладким бильярдным шаром вместо мозгов -стал шедевром Н. Плотникова. Этот старик был нетороплив, глубокомыслен, говорил негромко, почти задушевно и казался по-своему почти мыслителем. Неузнаваемый Н. Гриценко, напротив, рисовал Мамаева агрессивным идиотом - чудищем с движениями «шагающего экскаватора» и величественной манерой изрекать пустые многозначительные сентенции. Л. Максакова играла роскошную Мамаеву - не молодящуюся, а в самом деле молодую даму с огненным темпераментом.

Юрий Яковлев играл настоящего лицедея. Глумов был совершенно разный со всеми: упоенный лизоблюд с Крутицким, суровый обличитель устоев с Городулиным, застенчивый юнец с Мамаевой. В этих своих интригах он иногда переигрывал, небрежничал, прекрасно понимая, что нужен всем и оплошности игры ему в конце концов сойдут с рук. Зависимый от всех, он одновременно всегда оставался хозяином положения. И разумеется, уходил победителем.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.