menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 38

Судьба Михаила Астангова, одного из великих актеров своего времени, в вахтанговском театре, к сожалению, сложилась драматически. В свои лучшие годы он переиграл множество злодеев в политических однодневках, виртуозно сочиняя для них самую невероятную характерность. Его сложность, интеллектуальность не были востребованы. Лишь Маттиас Клаузен и трагически поздно сыгранный Гамлет заставили подумать о том, какого актера фактически потеряли зрители.

Актерская недовоплощенность - знак дурных дней и лет - обеднила судьбу и С. Лукьянова, чьим уделом в вахтанговском театре стали мужественные и жизнерадостные председатели колхозов. Достойную роль он получил лишь в «Егоре Булычове».

Самой прославленной «антикапиталистической» постановкой театра стал «Заговор обреченных» Н. Вирты - о борьбе с фашистским заговором в некоем вымышленном европейском государстве. Эту пьесу, как и «Русский вопрос», тоже ставили повсюду. Центральную роль - коммунистки Ганны Лихты играли первые актрисы: во МХАТе - А. Тарасова, в Малом - Е. Гоголева. У вахтанговцев в роли железной героини успех наконец-то пришел к А. Орочко. Выразительны в «Заговоре обреченных» были «антигерои» - И. Толчанов в роли социал-демократа Пино, расслабленный, безвольный, с мимикой и жестами воспитанницы института благородных девиц, и М. Астангов - организатор заговора, американец по имени Мак-Хилл, циничный и наглый. Спектакль Р. Симонова был признан лучшим и получил Сталинскую премию. Давний друг Симонова, характерный актер и режиссер И. Рапопорт говорил: «Рубен, ты - Александр Невский: одной рукой ты платишь татарам, а другой - искусству».

Симонов одну за другой ставил пьесы о «борьбе за мир»: в 1950-м — антиамериканский памфлет Н. Погодина «Миссурийский вальс» - здесь Мустангов в роли гангстера Гарготты сочинил себе почти плакатный образ: мешковатая обезьяноподобная фигура, тупое мясистое лицо с полузакрытыми, заплывшими глазами - настоящий убийца. В 1951-м Симонов выпустил очередное произведение о преступной деятельности американских поджигателей войны - «В середине века» Л. Шейнина, в 1953-м - «Европейскую хронику» А. Арбузова Здесь «борьба за мир» была по-арбузовски прослежена через судьбы героев в их «хемингуэевски-ремарковских» скитаниях по свету. В спектакле играли: М. Астангов, Л. Шихматов, А. Абрикосов, Е. Измайлова, Л. Пашкова, В. Дугин. Р. Симонов (ставивший пьесу с А. Ремизовой) снова продемонстрировал свою любовь к яркому колориту. Сюжет отступал на задний план перед сочиненными режиссером театральными картинами: в маленьком кафе выступали уличные певцы с куплетами, спорили два старых парижанина, загримированные под Флобера и Ромена Роллана, играл джаз, танцевали пары...

... молодой, сильный огонь сил на всю жизнь неизменным свойством дарования Р. Симонова, дарования энергичного, горячего, целенаправленного...
... дарования жизнелюбивого, доброго, глубоко лирического...
... дарования, которое так сильно заражает потому, что через тонкую иронию и вспышки энтузиазма в нем светится острая и точная мысль.
... дарования, которое весело и остро, озорно и торжественно, в котором сама душа театра, в котором слышна музыка, в котором виден танец...

Г. Бояджиев



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.