menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 37

Вахтанговцы выпускали премьеры «из народной жизни» почти ежегодно. Они казались законным отдыхом после тягот войны: комедия-водевиль Ц. Солодаря «Летний день» - о молодежи волжското городка, комедия К. Крапивы «Поют жаворонки» - снова о колхозной жизни, но теперь белорусской, где с песнями и танцами разыгрывали сюжет о борьбе передовых колхозников с отсталыми, а председателем колхоза вновь был Н. Гриценко. В конце концов Лукьянов уже сам поставил очередной опус о селе - «Новые времена» Г. Мдивани и, конечно, сам сыграл очередного председателя колхоза.

«Народные» сюжеты о социалистическом строительстве и колхозной райской жизни возродились на рубеже шестидесятых в пьесах одиозного А. Софронова, и театр ставил «Стряпуху», а потом «Стряпуху замужем», на свой лад утоляя потребность актеров в игре, а зрителей - в смехе.

Искусство вахтанговского театра во все времена было искусством приятия жизни, любви к ней, оно как трава прорастало везде, где хоть чуть-чуть поддавался асфальт. Свое изящество, остроумие, музыкальность театр щедро отдавал неуклюжим верноподданническим комедиям, обаяние своих актеров - их трафаретным героям.

«Холодная война», начавшаяся в 1946 году, обернулась для театра еще одной формой давления идеологии. Она потребовала обязательного развенчания «западного образа жизни». Для вахтанговцев это было, пожалуй, все же лучше, чем сюжеты из жизни секретарей обкомов. А о соответствии антикапиталистических пьес истине думали мало. Считалось, что «истину» об Америке советские драматурги знают куда лучше, чем, к примеру, американец Артур Миллер. А актеры работали добросовестно и талантливо.

Мансурова остро, сложно, парадоксально играла дочь сенатора Алису в пьесе «Глубокие корни» Д. Гоу и А. Д'Юссо. М. Синельникова, исполнявшая в пьесе Миллера «Все мои сыновья» роль матери, дошедшей почти до безумия в раздвоении между любовью к детям и ложью, - трогала до слез. Но именно прекрасная игра актеров позволяла обвинить театр в том, что политические пьесы он превращает в семейные драмы, и критика капитализма в его постановках поверхностна.

Пьеса К. Симонова «Русский вопрос» в 1947-м прошла буквально по всем крупным театрам страны. Театралы находили, что спектакль в Театре им. Моссовета самый лирический, в Малом - самый публицистический. Считалось в этом раскладе, что вахтанговская постановка (где честного журналиста Гарри Смита играл М. Астангов) подчеркивала памфлетно-обличительную сторону пьесы. Но игра Астангова была далека от поверхностного памфлета и обличительства. Актер, как всегда, предлагал свой объем, свою глубину человеческих чувств. Гарри Смит устал от всеобщего вранья - это было очевидно, какие бы слова не произносил актер. Он глубоко любит Джесси - в этом тоже не было сомнений, и именно это придавало объемность всему, что происходило на сцене.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.