menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 23

Еще от Вахтангова в театре культивировалось мастерство эпизода, умение сделать законченно и выразительно самую крошечную роль. Рубен Симонов, перенявший у учителя любовь к точной, острой детали, умел виртуозно сочинить такую роль для каждого. Этим умением держался вахтанговский театр. В крошечных ролях блистали А. Наль и Н. Яновский.

Спектакль этот шел долго и с успехом. Зрители то смеялись, то замирали, доходя до восторженно-романтического подъема в финале, когда пароход «Империя» увозил интервентов и местных буржуа и по белоснежной одесской лестнице поднимались оставшиеся здесь три французских солдата.

Так в сезоне 1932/33 года театр дал два значительных спектакля, тем самым представив как бы две линии своего развития - блестящую, нарядную театральность, которую принято было считать заветом Вахтангова, и более строгую, склонную к психологизму, реалистическую манеру. Два этих спорящих направления осуществлялись одними и теми же актерами и жили в театре вместе до тех пор, пока под одной крышей работали два ученика Вахтангова - Рубен Симонов и Борис Захава.

Спектакль «Человеческая комедия» (постановка А. Козловского и Б. Щукина, музыка Д. Шостаковича) связал истории трех знаменитых бальзаковских героев: Люсьена, Растиньяка и Вотрена. Художник И. Рабинович мастерски воссоздал картину ночного Парижа с призрачными домами в тумане и плещущей Сеной, или многоярусный театр с аплодирующими зрителями. Спектакль был красив, красивы были и его герои: стройный, черноглазый Люсьен - Дмитрий Дорлиак, нежная, золотоволосая графиня - Валентина Вагрина и элегантный Растиньяк - Василий Куза.

С сожалением провожая взглядом красоту аристократического мира, спектакль рассказывал об увядании родов, триумфе таких талантливых авантюристов, как Растиньяк, и бывших уголовников, как Вотрен (О. Глазунов). Это неосознанное сожаление, проявившееся в любовании богатством и пышностью французского девятнадцатого века, было замечено и, конечно же, осуждено критикой. Но корни его уходили глубже: середина тридцатых несмотря ни на что была периодом временной стабильности между революцией и войной, - люди хотели жить лучше, и это было вполне естественное человеческое желание.

1934 год начался XVII съездом ВКП(б) - «съездом победителей». В том же году на Первом съезде советских писателей был учрежден общий и обязательный метод советского искусства: «социалистический реализм». Требовалось его повсеместное и обязательное внедрение. Кажущаяся расплывчатость этого термина тем не менее ставила перед искусством жесткие требования: прежде всего партийность и отказ от формализма.

В 1934 году из печати вышел сборник «Беломорско-Балтийский канал им. Сталина» под редакцией Горького. Известные советские писатели, посетив исправительно-трудовые лагеря и повидав заключенных, прокладывавших канал, описывали процесс «массового превращения бывших врагов пролетариата» в «квалифицированных сотрудников рабочего класса и даже в энтузиастов государственно необходимого труда». Весной следующего года вахтанговцы показали премьеру пьесы Погодина «Аристократы», изображавшей тот же процесс «перековки» людей в трудовом лагере Беломор-строя.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.