menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 44

Этот спектакль, построенный на основе реальной переписки Чехова с близкими, требовал и от режиссера и от исполнителей особой интеллигентности и чувства такта. Яковлев строго, жестко и нежно играл печальный сюжет об одиночестве великого писателя. Рядом с ним возникала чудесная Лика Мизинова - Ю. Борисова, - трогательная и беззащитная красавица с насмешливым и острым умом. Одну из лучших своих ролей - брата Чехова, Александра Павловича, сыграл А. Кацынский. Это был сложный характер человека, растратившего талант и находящего силы лишь для горькой самоиронии.

Рубен Симонов ставил классику нечасто, но всегда словно был готов к ней, демонстрируя высокую сценическую культуру. Спектакль по Горькому «Фома Гордеев», который Симонов выпустил в 1956 году, открыл в роли Фомы молодого Григория Абрикосова. В тоскливых и жадных поисках молодого купца, которому тесно среди своих, герой Абрикосова проходил путь от мягкого и простосердечного юноши до исступленного, яростно ненавидящего человека. Абрикосова-Фому окружали и другие прекрасные актеры: И. Толчанов играл Якова Маякина - умного, энергичного, юркого старика. В роли его сына Тараса Н. Плотников выглядел холеным хищником. Хороша была и Медынская - Л. Целиковская, сочетавшая кокетство и холодный ум, и Саша, которую Е. Добронравова играла усталой, ироничной, тоскующей. Спектаклю «шли» пейзажи К. Юона: серо-голубые тона и суровая простота волжских просторов. Симонов не боялся, даже любил притормаживать сюжет ради хорошей песни - песенная стихия органично жила в спектакле.

Рубен Симонов вообще настолько любил музыку, что в театре шутили, будто и «Живой труп» в 1962 году он поставил только ради цыганского пения: на каждый спектакль специально из Ленинграда приезжал гитарист-виртуоз С. Сорокин, которого Симонов, сам чудесно певший цыганские романсы, очень любил. Спектакль и вправду был неровным, Протасов не во всем удался Николаю Гриценко - лишь к финалу актер набирал настоящую силу. В «Живом трупе» прелестна была совсем юная Л. Максакова, игравшая Машу, - светлая, чистая, соединившая застенчивость и страстность.

Когда идеологическое давление немного смягчилось, сразу появились мелодрамы из современной жизни. Прежде осуждавшиеся за «мелкотемье» пьесы о семье, о долге, любви и изменах получили доступ на сцену и чаще всего имели успех. Так произошло и у вахтанговцев с пьесой С. Алешина «Одна».

Спектакль рассказывал о семье конструктора Платонова (которого играл А. Абрикосов), семнадцать лет женатого на прекрасной женщине по имени Мария Михайловна. Но вот Платонов полюбил молоденькую, тоже замужнюю Варю Нефедову, а она - его. Герой Абрикосова был сдержан, все трудные проблемы решали женщины. В очаровательной, сияющей от счастья Варе - Ю. Борисовой были и глубина, и жар любви, и тревога. Эпизодическую роль одинокой и мудрой Маргариты замечательно играла Ц. Мансурова - ироничная и всепонимающая. Но главной героиней была брошенная мужем Мария Михайловна - Л. Пашкова. Она находила в себе силы сказать мужу: «уходи», она осталась «одна», сохраняя при этом чувство достоинства и открытости добру.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.