menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 56

А в том, как играл Ульянов социального героя, произошла резкая перемена. Впервые это проявилось в спектакле 1974 года «День-деньской» по пьесе А. Вейцлера и А. Мишарина. Актер сыграл директора завода Друянова парадоксально, начиная почти с шаржа. Он был резок, деспотичен и поначалу явно неприятен. Лишь постепенно в нем приоткрывался масштаб личности. На следующий год Ульянов сыграл Горлова во «Фронте» Корнейчука, показав генерала с орлиным взором и подчеркнуто простецкими замашками - явно современный тип зарвавшегося руководителя. Характер начальника того же склада отозвался в пьесе Мишарина «Равняется четырем Франциям», где Ульянов сыграл секретаря крайкома партии Серебрянникова - уверенного в своей непогрешимости малограмотного выдвиженца.

Неожиданность, гротескность ульяновских персонажей «торчала» из традиционно решенных спектаклей, иногда вызывая возмущение: в «Огоньке» писали, что такой Горлов не мог командовать фронтом, а ульяновский Гайдай не мог быть членом большевистского комитета эскадры. Действительно, из режиссерского решения «Гибели эскадры» Корнейчука, поставленной в 1977 году, фанатичный, со стиснутыми губами и немигающим взглядом Гайдай выламывался - в нем жила слепая, бунтарская, анархическая стихия революции.

Самой значительной ролью Ульянова в эти годы стал шекспировский Ричард III в одноименной трагедии, поставленной в 1976 году армянским режиссером Р. Капланяном. Это был первый за многие годы спектакль, созданный единой режиссерской мыслью. Он говорил о всеобщей поруке зла, что если среди порядочных людей воцарился злодей - значит, так или иначе другие потворствовали злу. И аристократ, книжник Бекингем (А. Филиппенко) рассчитывает на выгоду, и Анна (Л. Максакова) подозрительно быстро прощает убийцу, и полубезумные королевы (А. Парфаньяк, Е. Измайлова, Е. Коровина) заняты лишь собственными распрями. Убийство здесь буднично следует за убийством, молодой предводитель наемных убийц Ретклиф (В. Зозулин) спокойно щелкает орешки, выплевывая скорлупу прямо в лицо своим жертвам. Все повязаны цинизмом и корыстью.

Капланян поставил Шекспира с неистовостью и чрезмерностью, свойственными армянскому театру. Но Ульянова не испугал напор режиссерского темперамента - ему было чем на это ответить. Гротескный мотив комедианства стал главным для его Ричарда. В нем не было демонизма и королевского величия - поначалу просто льстивый горбатый карлик, урод среди нарядных красавцев, он бешено рвался к власти, зная, что уродливы души всех, кто его окружает.

Едигей в постановке казахского режиссера А. Мамбетова по Ч. Айтматову «...И дольше века длится день» явился возвращением Ульянова к образу «положительного героя» - хорошего человека, но уже на новом этапе. В образе немолодого, неученого, битого жизнью путевого обходчика произошло совпадение мыслей и чувств героя и актера, но постановка, выстроенная вокруг него почти как моноспектакль, все же не смогла дать Ульянову того объема, которого требовала эта эпическая роль.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.