menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 30

В феврале состоялась премьера «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана. Это была первая самостоятельная работа Александры Ремизовой. По внутренней наполненности и профессиональной силе первой же ее постановки можно было судить о значительности этого режиссерского дарования.

Декорации В. Дмитриева представляли просторный кабинет Клаузена - огромный книжный шкаф, уходящий в вышину, и бюст Марка Аврелия. Маттиас Клаузен О. Глазунова («могучий старик с головой Гете», как писал о нем Л. Копелев) был мыслителем-гуманистом и вместе - живым и страстным человеком. Мансурова играла юную Инкен с необычной для себя сдержанностью, но «был в ней, - писал Ю. Юзовский, - такой полет, такая, заветная струна звенела в ней, что становилось понятным «безумие» Клаузена, решившего начать новую жизнь». Страшной казалась безжалостная родня Клаузена, вступившая с ним в жестокую войну: Беттина (Л. Львова)...

Клямрот (Л. Шихматов), Паула-Клотильда (Н. Русинова); адвокат Гайгер (Н. Бубнов). Спектакль этот прожил недолго - актера и директора театра О. Глазунова в самом начале войны арестовали. Ремизовой удалось восстановить постановку только в 1954 году с М. Астанговым в главной роли. Спектакль с ним и вошел в историю. Но многие по сей день вспоминают Освальда Глазунова - он был более светлым, любящим Клаузеном, без того мучительного философского груза, который нес Астангов.

Следующей премьерой этого сезона стал «Дон Кихот» по пьесе Михаила Булгакова. Булгаков писал «Дон Кихота» трудно, под сильным нажимом театра и умер за год до премьеры. Ставил спектакль И. Рапопорт, музыку сочинил Т. Хренников, стихи - П. Антокольский.

Знойные краски декораций П. Вильямса передавали суровый и яркий образ сельской Испании. От жанра трагифарса, заявленного Булгаковым, театр отказался - это была скорее лирическая история о Дон Кихоте. В том Дон Кихоте, которого создал Р. Симонов, не было особого пафоса, но была печаль. Как считал Г. Бояджиев, он «был слишком сразу мудр» и будто заранее знал свою обреченность. Юмор возникал лишь в жанровых сценах, в центре которых всегда был хитроумный и нагловатый Санчо Панса - Горюнов. Роль Караско играл А. Абрикосов.

Последним предвоенным спектаклем стал лермонтовский «Маскарад» - премьера его была показана буквально накануне начала войны - 21 июня 1941 года. Постановка А. Тутышкина, оформленная Г. Мосеевым, была не очень удачной попыткой создать романтический спектакль «большого стиля». Арбенина играл И. Толчанов, Нину - А. Казанская, Казарина - М. Сидоркин, Шприха - Н. Пажитнов, Неизвестного - Н. Бубнов. Постановка сохранялась в репертуаре недолго, но изумительная музыка, написанная Арамом Хачатуряном, особенно мазурка и лирический вальс, в котором звенело чувство тревоги и приближающейся катастрофы, осталась как уникальное богатство и театра, и всей музыкальной культуры.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.