menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 47

Поколение вахтанговцев, возглавляемое Евгением Симоновым, стояло перед теми же «поколенческими» вопросами, что их сверстники в других театрах, но решало их по-своему. В 1957 году Евгений Симонов поставил свой третий молодежный спектакль - «Город на заре». Пьеса, которая перед войной сочинялась всей знаменитой Арбузовской студией, называлась «романтической хроникой» и рассказывала о первых строителях Комсомольска-на-Амуре. Вахтанговский «Город на заре» разыгрывали на голом планшете сцены, как и в давнем студийном спектакле. Эпизоды чередовались с кинематографической частотой: ссоры, влюбленности, предательства, подвиги. «Город на заре» во многом предварял будущую знаменитую «Иркутскую историю», в центре его была молодежь: открытый и энергичный Костя Белоус (М. Ульянов), страстная, порывистая Оксана (Л. Пашкова), доверчивый, беспомощный, но внутренне твердый Веня Альтман (Ю. Яковлев), смешной и трогательный мечтатель Зяблик (М. Греков играл ту же роль 17 лет назад в Арбузовской студии). Играли здесь и А. Гунченко, В. Дугин, Е. Федоров, М. Дадыко.

В январе 1958-го Захава выпускает «Гамлета» с Михаилом Астанговым в главной роли. Театр чувствовал свой долг перед великим актером, тратившим талант на однодневки, и пытался воспользоваться последней возможностью дать ему сыграть крупную роль. Астангову было пятьдесят семь лет. Гамлет был его ролью, но сыграть ее надо было раньше. Не пришлось. В Астангове по-прежнему была гипнотическая сила, но если двадцать три года назад о спектакле Театра Революции говорили, что напряженно размышляющий астанговский Ромео больше похож на Гамлета, то теперь в его Гамлете была та трудность и усталость мудрости, которые казались ближе Лиру. «Гамлет» был не только упущенной возможностью Астангова, но и упущенной возможностью театра. Наступило время мальчиков, задающих вопросы и берущих ответственность на себя.

Через два года, под новый, 1960 год, Евгений Симонов поставил спектакль знаменитый и замечательный - пьесу А. Арбузова «Иркутская история». Автор посвятил ее Ю. Борисовой.

Действие происходило в нынешние пятидесятые: Сибирь, Ангара, Иркутская ГЭС. Художник И. Сумбаташвили оставлял сцену пустой: тонкими контурами вырисовывался в ее глубине огромный шагающий экскаватор, тайга, подернутые легкой дымкой детали стройки.

Общее постановочное решение спектакля почти безукоризненно, оно восхищает простотой, лаконичностью, оно обладает и той праздничной театральностью, которой сильны вахтанговцы, и той лирической возбужденностью, в которой вся сила Арбузова.

Ю. Рыбаков

Борисова играла кассиршу Вальку-дешевку - вульгарную, самоуверенную, разбитную и неунывающую. В начале, в пору романа с Виктором (которого играл Ю. Любимов, а после ухода Любимова на Таганку - В. Лановой), была у нее дерзкая поступь с каблучка и лихой приветственный жестик: «Наше вам!» Сергея играл М. Ульянов (а затем и В. Шалевич).



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.