menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 50

Заново выполненные из пластиката декорации Нивинского стояли на фоне огромного фосфоресцирующего изображения высотного здания на Смоленской площади - там, где Вахтангов думал изобразить панораму заснеженного Арбата...

Следующий год, 1964-й, был поворотным для страны: смещение Хрущева и конец «оттепели» означали конец надежд. Для вахтанговцев этот год тоже был важен - в 1964-м родился Театр на Таганке. Выступая у вахтанговцев героем-любовником и не очень удачливым начинающим постановщиком, Любимов неожиданно раскрылся в новом театре сложившимся режиссером жесткого и обнаженного стиля своего времени. Случилось так, что «Добрый человек из Сезуана», скромный выпускной спектакль Щукинского училища 1963 года, стал основой нового театра. По существу, этот театр родился внутри Театра Вахтангова. Открывшись, Таганка будто взяла на себя новые возможности наследников Вахтангова в наступавшем времени: поэзию и публицистику, иронию, сарказм и пафос сурового стиля.

Евгению Симонову еще в 1962 году было предложено возглавить Малый театр, но и от постановок в родном театре он не отказывался. Дважды за это время без успеха ставил он у вахтанговцев собственные сочинения: романтическую эпопею «Алексей Бережной» и пьесу из современной жизни «Новые знакомые». Его режиссерской удачей стала «Западня» (поставленная в 1965 году вместе с В. Шлезингером) - инсценировка по роману Э. Золя. Этот спектакль, в лучших вахтанговских традициях - ансамблевый, крепкий, с хорошими актерскими работами (в нем играли А. Борисов, А. Петерсон, Л. Корнева), знаменит был прежде всего дуэтом главных героев, которых играли Л. Пашкова и В. Этуш. Купо, весело-предупредительный, жизнерадостный сначала и спивающийся до состояния животного потом, когда удача покинула его, был одной из лучших ролей Этуша. Лариса Пашкова без всякого мелодраматизма, жестко и твердо играла движение лучезарно-чистой, страстной и щедрой Жервезы от счастья к тупому отчаянию.

В недолгом, обманчивом и опасном благополучии шестидесятых годов прекрасные актеры были надежной опорой для театра. Это время дало два спектакля-дуэта, трезво встречавших новое время: «Двое на качелях» и «Варшавская мелодия».

Премьера пьесы У. Гибсона «Двое на качелях» (в постановке Дины Андреевой) была готова в феврале 1962 года. Но чуть раньше ту же пьесу показал «Современник», и столичное руководство культурой решило, что два «американских» спектакля о разрушенной любви - слишком много для одного города. Вахтанговцам запретили играть «Двое на качелях» в Москве. Спектакль, замечательный по мнению многих, был несколько раз показан в провинции и - умер.

Борисова и Яковлев играли Гитель и Джерри с обостренной психологической правдивостью. Борисова была непосредственной и трогательной, Яковлев играл сильно и жестко. Отказ Джерри от Гитель был предательством, моральным поражением совершенно потерянного человека.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.