menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 62

В 1995-м А. Кац поставил горьковских «Варваров» элегично, без особых страстей. Попытка создать мягкую, чеховскую атмосферу сняла остроту горьковского драматизма, но некоторые герои повернулись неожиданной стороной. М. Суханов сыграл Черкуна равнодушным, безжалостным, с мгновенно вспыхивающим и так же быстро пропадающим холодным любопытством к людям. М. Ульянов, сыгравший Цыганова гораздо старше написанного Горьким, внес в этот характер ноту безнадежной страсти старого Дон Жуана. Интересно играли: В. Симонов (Монахов), М. Аронова (Монахова), А. Павлов (Редозубов), Р. Праудина (Богаевская), М. Вертинская (Лидия).

За надсадностью первых лет новой жизни, за взлетами и провалами в попытке доказать себе и миру, что вахтанговский театр жив, пришел естественный рабочий ритм. Живучесть вахтанговцев и впрямь невероятна. Это не означает беспрерывных побед: ошибки, неудачи, проходные спектакли существуют в любом театре. Но появилась трезвость самооценки, не дающая останавливаться.

«Без вины виноватые» А. Островского в постановке П. Фоменко, по единодушному мнению прессы, стали лучшим московским спектаклем сезона 1992/93 года.

В маленьком закутке фойе, где с трудом умещаются семьдесят зрителей, молодежь играет пролог - историю девицы Любы Отрадиной, обычно опускаемую при постановках. Играет со всей обстоятельностью бытового театра: граммофоном, шипящим утюгом на угольях, швейной машинкой, ситцевыми занавесками, со всей подробностью и в то же время легкостью психологизма. Нечто традиционное вдруг оказалось совершенно свежим. Будто в первый раз увидели такую милую, спокойную, искреннюю и затаенно-страстную, совсем не безгрешную Любу, какой оказалась Л. Вележева, напряженно-скованного Гришу Мурова (Ю. Краскова) - слабого, забитого властной маменькой и скрывающегося от чувства вины строгой холодностью и броней чинов-ничье-черного костюма. Ослепительная, шумная, веселая и расчетливо-циничная куколка в золотистых шелках - Таиса (М. Есипенко) оказалась умна, лукава и по-своему деликатна в любовных делах.

В прологе Фоменко дал возможность вахтанговцам блистательно отыграть «чужой» театр, показать, что он молодым подвластен, чтобы затем с ним проститься. Когда отодвигалась занавеска в Любиной комнате, внезапно понимаешь, где находишься, - за балконом - простор и огромная сверкающая люстра большого вахтанговского фойе. Казалось, из каморки попадаешь во дворец, на бал, и все меняет масштаб.

Из «жизни» зрителей переносят в «театр», из фойе - в буфет, где идет вторая часть спектакля и царствуют вахтанговские «звезды». Это особый мир, где между интригами и поцелуями равно искренне и лживо играются великие трагедии. Кручинину играет Ю. Борисова. Она держится со сдержанным достоинством, интеллигентностью среди всего этого пестрого театрального люда. Она одна спокойна и почти тиха среди их шумных и экзальтированных интриг. Она, может быть, лучшая, но одна из них: умна, насмешлива, знакома и с дерзостями пьяных актеров, и с фривольностями богатых меценатов.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.