menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 51

В вышедшей через пять лет «Варшавской мелодии» Л. Зорина театр невольно вспоминал тот, оставшийся почти неизвестным американский дуэт. Тень беззащитной и сильной Гитель витала над Юлией Борисовой, игравшей студентку московской консерватории - польку Гелену. Это была последняя постановка Рубена Симонова, самый лирический его спектакль.

Первая часть, действие которой происходило в 1946 году, стала настоящим гимном любви. Геля выглядела совсем девочкой - бойкая, остроумная, насмешливая, грациозная, с прелестным певучим польским акцентом. Михаил Ульянов играл Виктора - студента, уже прошедшего войну. Он выглядел основательно и надежно, а рядом с лукавой умницей Гелей казался простодушным и доверчивым.

Но вышел закон, запрещающий браки с иностранцами, и Виктор отступил. Его встречи с Гелей через много лет в Варшаве и в Москве показывали, какое разрушительное действие произвел в них отказ от любви. Оба старались сделать вид, что жизнь удалась, оба пострадали, расставшись. «Варшавская мелодия» и «Двое на качелях» были для вахтанговцев спектаклями неожиданными - без прежнего оптимизма и света надежды в финале.

В середине шестидесятых Театр им. Вахтангова снова стал моден, попасть туда было трудно. Зрители любили «Миллионершу» Б. Шоу - ее играли часто, в течение почти пятнадцати лет. Оформленный Акимовым спектакль Ремизовой был далек от парадоксальной язвительности Шоу. Действие вихрем закручивалось вокруг главной героини - миллионерши Эпифании, которую играла Борисова. Здесь темперамент актрисы вполне совпадал с взрывным темпераментом героини. Избалованная и своенравная Эпифания ни на минуту не давала расслабиться ни глуповатому, робкому мужу-спортсмену (А. Кацынский) и его Полли (Г. Пашкова), ни фанфарону-любовнику (В. Этуш), ни деловитому адвокату (В. Осенев). Невозмутимым оставался только доктор-египтянин - новая прихоть и страсть миллионерши (Ю. Яковлев играл эту роль элегантно, мягко, иронично).

Со сцены повеяло на зрителей живым дыханием истории. Это ощущение исторической правды, героической романтики суровых дней борьбы возникает в результате верного художественного постижения революционной сути народного характера. Мастерство сценического воплощения образов легендарных бойцов гражданской войны с наибольшей красотой и силой, с наибольшим обаянием раскрывается артистами М. Ульяновым, Ю. Яковлевым, Н. Гриценко.

Н. Абалкин

Трудно было Р. Симонову, когда в 1965 году он выпускал премьеру «Лиона» - близкую к политическому памфлету комедию Леонида Зорина. Задумал эту постановку и хотел сыграть в ней заглавную роль еще С. Лукьянов. Но не успел - умер. Пьеса о римском императоре Домициане словно создана была для острой, умной, аллюзионной постановки. Аллюзий боялись: в Ленинграде у Товстоногова спектакль по той же пьесе был запрещен Но Симонову все же удалось, многократно «учитывая замечания», выпустить свой. Впрочем, Симонов и не тяготел к опасным аллюзиям. В спектакле играли первые актеры: М. Ульянов, Н. Гриценко, Н. Плотников. Сатиры не получилось, но лицедействующий Домициан-Плотников - то равнодушно-жесткий, то вкрадчиво-цепкий и льстивый - казался таким узнаваемым, таким сегодняшним, что невольно вызывал мысли о природе власти и властителей.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.