menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 32

Премьеру Ростана показали 20 ноября. И вновь в центре ее была великолепная пара: Симонов и Мансурова. Мансуровская Роксана, с ее живым и подвижным темпераментом, с ее остроумием — настоящим «изяществом ума» - была французской «причудницей», избалованной вниманием света.

На глазах зрителей эта умница кокетка превращалась в женщину, способную на подвиг и на верность. Симонов, позже, в Москве, получивший Сталинскую премию за роль Сирано, играл поэта, но в той же мере и воина, и влюбленного, он был и романтиком, и насмешником. Этот Сирано был очень одаренным и очень одиноким человеком.

Обращаясь к истории, Охлопков, как и Дикий, искал прямой переклички с идущей войной. В газетной статье, предваряющей премьеру, режиссер патетически восклицал: «Сирано жив!», «Он как бы кричит через века: «Деритесь!» Этот спектакль на самом деле обратился к действительности, но иначе, чем предполагал Охлопков. Б. Зингерман вспоминает (о спектакле, показанном уже в Москве), что Симонов, игравший Сирано жестковато и сдержанно, не изысканным и беспечным французским забиякой, а грубоватым и усталым воином, напоминал солдатам в конце войны о том, как сурова и бедна их жизнь - жизнь победителей, как обмануты они наглым командованием, дорвавшимся до трофейного богатства. Очаровательного, душевно чистого Кристиана играл В. Кольцов, Рагно - М. Державин, Де Гиша - Л. Шихматов, Дуэнью - Е. Понсова.

В Омске жили туго. Артистки продавали на толкучке свои вещи; от сибирской язвы и тифа умерли двое актеров, молодежь жила в местной школе, - «все вповалку, вшивые, грязные, голодные...». Но работали взахлеб, дружно бегали на репетиции «Сирано», заливались слезами от сцены на балконе, по утрам все торопились на уроки танцев...

6 ноября показали премьеру «Фронта» А. Корнейчука. Пьеса впрямую про войну была необходима и театру, и зрителям. Армия отступала, ждали спектакля, поднимающего боевой дух. Хотелось верить, что самодовольные и невежественные военачальники уже отстранены, чта их сменило новое поколение образованных офицеров, а значит, поражения закончатся. Пьеса Корнейчука была точным выполнением политического заказа (прямого заказа Сталина). Только появившись, она сразу была напечатана не где-нибудь, а в «Правде», каждая строчка которой читалась советскими людьми как директива. Двадцати двум лучшим театрам страны предоставлялось почетное право постановки «Фронта». Спектакль вахтанговцев москвичи увидели только через год, когда театр вернулся из эвакуации, но постановка тут же была признана лучшей.

Воистину спектакль «Фронт» был нормой и образцом. И суть игры А. Дикого заключалась в том, что актер со всей силой конкретности утверждал образ Горлова как характер и одновременно с полной беспощадностью отрицал его как тип.

Г. Бояджиев

Рубен Симонов ставил спектакль как политическую и военную дискуссию: главные дидактические рассуждения и споры велись на авансцене с прямым обращением в зрительный зал.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.