menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 11

Вот тут-то студийцы и вспомнили, что несколько лет назад совсем неопытный, но полный энтузиазма работал с ними Попов по приглашению Вахтангова над блоковской «Незнакомкой». Теперь у него был немалый режиссерский опыт. К тому же - немаловажное обстоятельство - будучи почти вахтанговцем, Попов не был простым студийцем, он был соратником их учителя. Короче говоря, его взяли. Впрочем, и над Поповым стояло коллективное руководство театра.

3. С АЛЕКСЕЕМ ПОПОВЫМ

Алексей Попов - человек цельный, строгий, и вдумчивый - сразу попал в круговорот бурных страстей и даже интриг: Наркомпрос с Луначарским во главе, активно поддержанный Немировичем-Данченко, решили объединить студии МХТ в одну лабораторию. С этим проектом Немирович связывал надежды на возрождение. Художественного театра. Независимость Студии удалось отстоять с потерями: Немирович сумел перетянуть в МХТ нескольких хороших актеров и большую группу выпускного курса школы, среди которых были А. Степанова, А. Грибов, В. Орлов. Ушли Н. Горчаков и В. Марецкая. Звали и Попова, но, чуждый страстности театральных интриг, он остался со Студией.

Первой его постановкой стали «Комедии Мериме», состоящие из четырех маленьких пародийных пьес цикла «Театр Клары Газуль»: «Рай и ад», «Африканская любовь», «Карета святых даров» и «Женщина-дьявол». Поклонники с готовностью объявили этот спектакль продолжением линии «Турандот». (Впрочем, не одни вахтанговцы оказались пленниками моды двадцатых на «Турандот»: то в одном, то в другом столичном спектакле возникала ироническая «игра в театр», праздничное насмешничанье, прямое общение со зрителями и импровизации на современные темы. )

Особенно помогали сравнению «Комедий» с вахтанговским спектаклем декорации Игн. Нивинского: яркие материи, арочки, спускающийся углом синий занавес в узоре из заголовков пьес и надписью: «Студия имени Вахтангова». Спектакль Попова и вправду был живым, веселым, солнечным, но без всякой «игры в театр» - на сцене бурлила настоящая борьба страстей с их стремительной чрезмерностью.

Самой яркой актерской работой в этом озорном и жизнерадостном спектакле был вице-король Перу из «Кареты святых даров». Жгучий брюнет, стремительный и грациозный двадцатичетырехлетний Рубен Симонов превратил свой роскошный баритональный бас в тенорок и сыграл семидесятипятилетнего жеманного развратника, печального лысого подагрика, не покидающего кресла.

Критика много хвалила спектакль за «антирелигиозную пропаганду», но любим публикой он был, конечно, не за борьбу с религией, а за утверждение полноты жизни - земные радости, отказ от лжи и лицемерия, любовь и молодость. Все здесь крутилось вокруг женщины - «дьяволова сосуда», вокруг испанок - дерзких и соблазнительных, среди которых самой пленительной была донья Урака - Ц. Мансурова.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.