menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 43

Впрочем, большинство актерских работ здесь было великолепно: каждая очерчена парадоксально и смело, крупными штрихами: и немыслимо дряхлая нянька Мосевна (Е. Понсова), и жалкий, беспомощный Ширинкин (В. Покровский), и преуспевающий Засыпкин (Н. Бубнов) - золотопромышленник, знающий себе цену. Интересно играли И. Липский и Н. Нехлопоченко.

Для Ю. Борисовой Анисья стала подготовкой к роли Настасьи Филипповны, которую актриса сыграла через три года. «Идиот» в инсценировке Ю. Олеши вышел в 1958 году. Его признание было не легким, успех не быстрым. Этот спектакль был неожиданно условным, внебытовым. Он сторонился социальности. Со сцены говорилось о сложном, требующем от зрителя трудной душевной работы и понимания. Это было серьезное, не поверхностное прочтение романа Достоевского - истории мрачной, тяжелой. В спектакле играли Л. Целиковская, Е. Алексеева, В. Покровский, Н. Пажитнов, В. Дугин, А. Граве. В постановке Ремизовой не было ничего прямолинейного, особенно в трактовке образа Мышкина.

Назначение Н. Гриценко на эту роль показалось совершенно неожиданным. Известный своей склонностью к острой характерности, Гриценко получил роль, где остался совершенно открыт и если чем-то и мог быть защищен, то лишь проникновением в суть сложных психологических ходов романа. Гриценко играл мучительность понимания истины. Постоянное напряжение и душевная работа его Мышкина были чрезмерны, почти непосильны для рассудка. Этот Мышкин действительно был болен, и болезнь его все усиливалась и усиливалась к финалу.

Непривычной была и Ю. Борисова - Настасья Филипповна, - тихая, молчаливая, сдержанная. С умом острым и жгучей ненавистью к тем, кто погубил ее молодость, - она и стремилась к людям, и презирала их.

Так и М. Ульянов - Рогожин, ныне знаменитый силой своего темперамента, в спектакле Ремизовой до поры скрывал его, играя строго, почти тихо. Лишь горящий взгляд или вдруг порывистое движение выдавали огонь, бушующий у него внутри. Рогожин-Ульянов был нелюдим, мнителен, и нельзя было угадать, чего больше в его душе - тьмы или света, ненависти к князю или страстного раскаянья.

Финал спектакля - в доме Рогожина, подле трупа Настасьи Филипповны - был страшным. Мышкин уже явно безумен. Двое укладывались спать прямо на полу - сосредоточенные, молчаливые, как перед казнью. В луче света оставалось лишь мертвенно-бледное лицо князя, который шептал последние слова: «Как страшно в этом мире... »

Благодаря А. Ремизовой в репертуаре театра появились имена Достоевского и Чехова. В 1960 году был поставлен чеховский «Платонов» («Пьеса без названия»). Удачу определили актерские работы и точная атмосфера уездной скуки, найденная Ремизовой вместе с актерами. В спектакле играли Н. Гриценко, Л. Пашкова, на роль Софьи из училища была приглашена А. Петерсон. В роли Трилецкого по-новому открылся Ю . Яковлев. С пленительной тонкостью он играл кутилу и талант - характер, в котором очень по-русски смешались детская непосредственность, лень, доброта и эгоизм. Яковлев в этом спектакле создал тот тип чеховского интеллигента, в котором важен ум и все оттенки сомнений, неприкаянность, нервность и постоянное чувство вины. Став сложнее и жестче, этот образ вернулся на вахтанговскую сцену, когда в 1965 году Ремизова поставила пьесу Л. Малюгина «Насмешливое мое счастье», а Яковлев сыграл роль Чехова.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.