menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 13

Пьеса о революции нужна была непременно, и Попов остановился на инсценировке повести Лидии Сейфуллиной «Виринея». В повести рассказывалось о далекой оренбургской деревне в годы революции и об одной из крестьянок - озорной, гулящей Вирке - Виринее. Сокращая огромную инсценировку, режиссер безжалостно вымарывал картины беспутной жизни героини, и пьеса о жизни темной Актыровки стала историей застенчивой и строгой любви Виринеи и вдового солдата-большевика Павла.

«Виринея» оказалась практически первой в знаменитой плеяде московских «революционных» спектаклей. Первой и неожиданной. В годы, когда форма была изобретательна, эксцентрична и ярка, Попов поставил спектакль ясный, сдержанный и простой. Попов в этом спектакле работал над созданием «атмосферы», ему хотелось, чтобы все было настоящим; из дальних деревень привезли одежду, актеры-крестьяне пели волжские частушки.

Самой знаменитой, вошедшей потом во все учебники по режиссуре, стала сцена выборов, где с очень небольшим числом актеров режиссер создал ощущение огромной бурной толпы. Перед зрителями была изба волостного правления с урнами: народ толпится в дверях, заглядывает в окно, молодежь висит на плетне, все дают советы, спрашивают, толкаются - галдеж стоит невыносимый... С этого спектакля началась слава Попова как постановщика массовых сцен.

Выбор актеров на главные роли тоже был открытием. Для Е. Алексеевой Виринея стала первой большой работой. Статная красавица с медлительными властными движениями и сильным, глубоким голосом, она прятала детскую улыбку и, в противоположность описанной автором разбитной бабе, выглядела целомудренной.

Павла играл Щукин. Этот выбор Попова считали необъяснимым: мягкий, веселый Щукин (уморительный Тарталья и трогательный, влюбленный в театр Синичкин) должен был стать строгим большевиком, положительным героем и в некотором смысле даже героем-любовником. Попов пытался добиться от Щукина жесткости, даже злости, актер отчаивался, не раз пытался отказаться от роли, но успех в конце концов был поразительным Казалось, он действительно стал Павлом Сусловым - естественным и цельным. Говорил по-мужицки, просто, без пафоса, привычно скручивал цигарки. Роль Суслова совершенно перевернула актерскую судьбу Щукина. На долгие годы, в противовес традиции изображения «железного коммуниста», он стал образцом настоящего положительного героя, символом «живого» большевика. Зрители буквально боготворили его.

На одном из спектаклей был Сталин и оставил в книге отзывов одобрительную запись:

«По-моему, пьеса - выхваченный из жизни кусок жизни. Артисты, видимо, способные люди, может быть, не так много у них искусства, как у артистов МХАТ, но жизненности, кипучей жизненности, - по-моему, больше. В общем, хорошо, даже великолепно.

И. Сталин. 16. IV. 26 г. »

Успех «Виринеи» принес театру государственную дотацию. Спектакль долго жил в репертуаре, а в 1928 году, когда вахтанговцы были приглашены в Париж на международный театральный фестиваль, Фирмен Жемье, основатель ТОТ, выбрал вместе с «Турандот» именно «Виринею». Годы спустя, при насаждении и теоретическом обосновании социалистического реализма, «Виринею» зачислили в список первых его достижений.



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.