menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 49

В «Стряпухе замужем» еще ослепительней стала синева реки, еще кучерявее облака, еще огромнее арбузы на первом плане (художник М. Виноградов). На этот раз интрига закручивалась вокруг приехавшей из столицы молоденькой актрисы Маши (это был дебют Л. Максаковой). Все, конечно, кончалось благополучно: Маша находила свое счастье с колхозным романтиком Андреем Пчелкой (Ю. Яковлев с присущим ему мягким обаянием и застенчивой улыбкой был здесь особенно хорош), а зрители вновь получали заряд бездумного оптимизма.

А если говорить всерьез, то вахтанговские «Стряпухи» были демонстрацией актерского мастерства, делающего шедевр из ничего.

Комедия для вахтанговцев была практически беспроигрышным жанром. Стало традицией выпускать хотя бы по одному такому спектаклю в год. Сезон 1960/61 года начался премьерой комедии «Дамы и гусары» польского классика А. Фредро в постановке А. Ремизовой. Этот остроумный музыкальный спектакль восходил к водевильной традиции «Льва Гурыча Синичкина».

Сюжет о том, как старый гусар и его друзья, проводившие отпуск в холостяцких забавах, из женоненавистников превращались в пылких обожателей дам, был полон веселой суматохи и бесконечной путаницы. Актеры наслаждались пребыванием на сцене, каждый был по-своему хорош: и ротмистр - В. Осенев, и молодой поручик - В. Дугин, и добрейший капеллан гусарского полка - Н. Пажитнов, и сочиненный театром старик капельмейстер пан Казик - В. Шлезингер. Неотразимы были и все дамы: Оргонова (Е. Алексеева), Дындальская (М. Синельникова), Анеля (Д. Андреева) и юная восторженная Софья (Е. Райкина). Но самым неожиданным в роли старого майора стал Ю. Яковлев. Исполнитель ролей молодых интеллектуалов и фатов вдруг сыграл шестидесятилетнего вояку, доброго чудака, доверчивого и наивного. Поначалу эту роль намечали для Рубена Симонова, но он отказался, говоря, что уже нет сил, а потом уверял, что не сумел бы сыграть так, как Яковлев.

В 1963 году, к столетию со дня рождения К. С. Станиславского и восьмидесятилетию Вахтангова, возобновили «Принцессу Турандот». На этот раз в ней играли не робкие ученики, как когда-то, а великолепные, всеми признанные актеры: Ю. Борисова - капризная, надменная принцесса, В. Лановой - красавец Калаф, Л. Максакова - страстная Адельма, Е. Райкина - наивная Зелима. Рубен Симонов, принципиально ведя родословную театра из «Турандот», настаивал на том, что праздник и ирония - стихия вахтанговского театра. Центром симоновского спектакля естественно стали маски: деловито-бестолковый и простодушный толстяк Тарталья - Н. Гриценко, шамкающий, впадающий в детство, но неожиданно прыткий и ехидный старикан Панталоне - Ю. Яковлев, решительный, с буйным темпераментом солдафон Бригелла - М. Ульянов, смешной, любопытный Труффальдино - М. Греков. Они лирически пели «Подмосковные вечера», исполняли «Танец маленьких лебедей», называли Ланового «Вася-высочество» и смешили публику без устали.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.