menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 60

Спектакль обращал внимание масштабностью взятых на себя задач, но некоторые находили его слишком красивым, сравнивая с «Дамой с камелиями». Об этом намеке вспомнилось, когда уже в 1990 году Виктюк поставил на вахтанговской сцене английскую мелодраму «Дама без камелий» вновь с холодноватой и властной Максаковой в главной роли, острой работой Е. Карельских и пластичным В. Зайцевым из ермоловского театра в роли молодого героя. Но это был не только новый этап жизни театра, но и новый период у Виктюка, когда он стал ставить коммерческие пьесы «второго ряда», оставляя в стороне их умело закрученную интригу в угоду изломанному и красивому действу с медлительной и прямой хореографией.

Он вообще на несколько лет стал для театра значительной режиссерской фигурой - независимо от успешности или скандальности своих постановок Роман Виктюк поддерживал былую любовь вахтанговцев к острому, смелому рисунку, к театральности, демонстративно бегущей всякого жизнеподобия.

Самой существенной его работой стали «Уроки мастера» - пьеса англичанина Д. Паунелла на сюжет из советской истории. В черно-белом пространстве художника В. Боера героями политического фарса выступили Сталин, Жданов, Прокофьев и Шостакович. Пьеса повествовала о том, как советские вожди, глумясь над композиторами, сочиняли свою музыку. Ульянов играл Сталина бесстрашно: на резких переходах, с грубостью, жестокостью, тяжелой физиологичностью и трагическим нервом. Жданова, сочетавшего прямое подхалимство и наглое чувство независимости, изворотливость и циничную откровенность, А. Филиппенко играл эксцентрично. Возникала фигура мелкого беса, инквизитора с ухватками уголовника. В Прокофьеве, которого играл Ю. Яковлев, был страх и, как писал критик А. Сво-бодин, стремление сохранить достоинство русского интеллигента в обстоятельствах, когда это невозможно: «Он на дыбе, но в смокинге». Шостакович Сергея Маковецкого казался совсем юным (эта роль стала настоящим открытием молодого актера, хотя он не первый раз появлялся на вахтанговской сцене). В Шостаковиче - Маковецком была наивная и застенчивая детскость, извиняющаяся, близорукая угловатая пластика: с доверчивой серьезностью он принимал за чистую монету идею сочинения музыки вчетвером, не вполне понимая, с кем имеет дело. (Эта «детская» нота звучала во всех лучших ролях Маковецкого, придавая им щемящую трогательность. )

Спектакль был крупнее и сложнее английской пьесы. Русские актеры внесли в нее свою глубину, боль и понимание страшных парадоксов собственной истории.

Никогда прежде вахтанговцы не ставили столько спектаклей на морально-политические темы. Постановками о революционерах, вождях и императорах театр старался выяснить свои взаимоотношения с политизированным миром и определить свое место в нем. Это было серьезно. Вахтанговцам необходимо было форсированно пройти путь политической самоидентификации.

В марте 1991 года Аркадий Кац выпустил «Мартовские иды» - «переложение для театра» по роману в письмах Т. Уайлдера. Эта постановка рассказывала о Цезаре (которого сыграл М. Ульянов) в его последние дни: о немолодом умном правителе, уставшем от побед, измученном доносами и требованиями жаждущих крови подданных, предвидящем предательство. Личный и актерский опыт Ульянова откликнулся на вызов роли. Каждое слово Уайлдера о Риме казалось произнесенным по поводу России 1991 года и вызывало бурную реакцию зала. В спектакле играли: Ю. Борисова, И. Купченко, М. Есипенко, В. Иванов.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.