menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 31

5. ВОЙНА

В одну из первых бомбежек в здание театра попала бомба. Среди погибших оказался один из лучших актеров театра - его строитель, романтический и интеллектуальный герой Василий Куза. Здание было сильно разрушено, уничтожены многие декорации. Эвакуировать вахтанговцев решили в Омск. Организовать отъезд было непросто, но работавший на железной дороге брат актрисы Н. Русиновой помог с вагонами, и 14 октября, спешно собравшись за сутки, отправились на восток. Взяли с собой старшекурсников Щукинского училища, официально оформив их как членов семей артистов. Предупредить всех об отъезде не успели - Н. Плотникову пришлось добираться самому. Глазунов (его настоящая фамилия была Глазнек, его считали немцем, хотя он был латыш), тоже не успевший уехать с театром, был вскоре арестован - его обвинили в том, что он ждет прихода немцев.

Деревянный, одноэтажный Омск во время войны разросся, вокруг строились все новые бараки - на восток эвакуировались центральные заводы. В помещении омской драмы играть приходилось в очередь с местной труппой: четыре дня в неделю москвичи, три - омичи. Уже в Омске появился принятый в театр Алексей Дикий, бывший актер и режиссер МХАТ-2, арестованный в 1937-м. После ссылки он был приглашен Рубеном Симоновым в театр и к февралю уже готовил выпуск «Олеко Дундича» А. Ржешевского и М. Каца.

Перед первой омской премьерой отправилась на фронт бригада вахтанговских артистов под руководством А. Орочко, А. Ремизовой и А. Габовича. Среди актеров этой бригады были И. Соловьев, В. Васильева, А. Граве, А. Котрелев, И. Спектор, Т. Блажина, А. Данилович, В. Данчева, А. Лебедев. Фронтовой филиал театра прошел с действующей армией до самого Берлина, в Москву он вернулся лишь в июне 1945 года.

Премьеру «Олеко Дундича» показали 22 февраля 1942 года. В начале войны чувствовалась потребность именно в таком герое - беззаветном защитнике родины. Олеко Дундич - офицер Сербского добровольческого корпуса, перешедший в Первую Конную армию, был фигурой легендарной. «Поэтическую оду» герою, как задумывал Дикий, из пьесы, написанной по законам авантюрного жанра, сделать не удалось, но Рубен Симонов, игравший Дундича, был великолепен. Кипучий темперамент и трогательная непосредственность, то задумчивость, то безапелляционный напор, к тому же любовь к риску, находчивость, отвага и презрение к смерти соединялись с симоновской легкостью и изяществом. Галину в этом спектакле играла А. Казанская, генеральскую дочь Ирину - Г. Пашкова, Шкуро - С. Лукьянов (которого переманили из омской труппы).

Вслед за «Дундичем» к годовщине начала войны Дикий выпустил премьеру пьесы Константина Симонова «Русские люди» с Е. Коровиной и А. А6рикосовым в главных ролях, Охлопков репетировал «Сирано де Бержерака» Э. Ростана. Конечно, только такой дипломат, как Рубен Симонов, мог соединить в одной «берлоге» двух таких «медведей», как Дикий и Охлопков. Они без конца сталкивались, уничтожая друг друга; помпезные рындинские декорации к «Сирано» с огромными куклами из папье-маше, резкие цветовые контрасты ядовито-синего, ярко-красного, белого и черного Дикий называл: «взбесившийся ландрин».



 


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.