menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 36

В обстановке пустого и бессмысленного репертуара, развращающего, отупляющего театральную мысль и растренировывающего актеров, тяжеловатая реалистическая основательность постановок Бориса Захавы давала театру иллюзию серьезной работы. «Молодую гвардию» Театр Вахтангова выпускал в 1948 году, вслед монументальной охлопковской версии. Как и прежде, Захава пошел «горьковским» путем, он показал спектакль без особых эффектов, несколько даже обытовленный, но с хорошими актерскими работами. Главной удачей был Олег Кошевой - Юрий Любимов, - лучший, по общему признанию, Кошевой в Москве, - по-мальчишески пылкий, несгибаемый. Хороши были и Уля Громова (Е. Коровина), и Люба Шевцова (Г. Пашкова), и трогательная, женственная Нина Иванцова (Л. Пашкова), и непосредственный, озорной Сергей Тюленин (В. Дугин).

Считалось, что к той же «горьковской линии» относятся и две другие постановки Захавы - «Первые радости» и «Кирилл Извеков» по романам Константина Федина. В первой, дореволюционной части спектакля, посвященной формированию большевистского характера Кирилла, Юрий Любимов играл своего юного героя примерно так, как прежде чистого, порывистого и жизнерадостного Кошевого. Во второй части, где Кирилл становился секретарем горкома - по всем канонам советского положительного героя, занимательны оказались лишь персонажи с «характерностью»: хитроватый, с округлыми, вкрадчивыми движениями апологет «чистого искусства» драматург Пастухов (М. Астангов), провинциальный актер Цветухин - баловень публики, позер и фат (Н. Гриценко), внешне благообразный, расчетливый и деспотичный старик Мешков (В. Кольцов). Но актеры, конечно, не могли по-настоящему оживить тяжеловато-правильные спектакли подобного рода В постановке тургеневского «Накануне» (режиссер А. Габович) прекрасны, поэтичны были А. Гунченко, еще студенткой-третьекурсницей приглашенная на роль Елены Стаховой, и игравшая с ней в очередь молоденькая А. Парфаньяк. Удачами были и скульптор Шубин (Ю. Любимов) и Инсаров (М. Астангов).

Оставаться «любимым театром» вахтанговцам помогало другое. Ни тогда, ни потом никто так не умел поставить «народные» пьесы, особенно удавались сюжеты из жизни украинского села - с их пестрым, русско-украинским говором и колоритными, пышущими здоровьем и юмором колхозниками.

Пьеса А. Корнейчука «Приезжайте в Звонковое» стала первой в нарядной череде «сельских» спектаклей. А. Ремизова поставила этот спектакль как украинскую народную комедию - светлую, праздничную, полную песен. Все персонажи - прекрасные люди, и артисты, изображавшие этих людей, были великолепны Н. Гриценко и Г. Пашкова играли заскучавших в колхозе молодых фронтовиков, повидавших жизнь западных городов. Особенно забавна была Арина, соединившая словарь фронтовички и колхозницы-свинарки с европейской «светскостью». Под стать героям был и обаятельный парторг совхоза, которого сыграл С. Лукьянов. Через три года ему предстояло в кино сыграть еще одного героя из того же ряда - в знаменитых «Кубанских казаках». Этот пырьевский фильм был квинтэссенцией жанра, который современные критики назвали «советским лубком».


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.