menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 45

Через год Ремизова поставила пьесу «Две сестры» Ф. Кнорре. (В газетах шутили: «В театре им. Вахтангова днем: «Две сестры», вечером: «Одна». ) Сестер играли Л. Целиковская и Ю. Борисова. В центре спектакля оказывалась Ю. Борисова, сыгравшая свою Люсю неожиданно глубоко и куда интереснее того, что было предложено автором. Недавно ослепительная в роли Анисьи, актриса появлялась в простых спортивных брюках, скромной кофточке, стареньких полуботинках - совсем девчонка, со стремительными, угловатыми движениями, спутанными волосами и чистым, ясным взором. Борисова сумела рассказать о том, как в столкновении с горем рождается человек, как неловкая застенчивая девчонка становится победоносно красивой девушкой, а неосознанное полудетское чувство превращается в настоящую любовь.

В середине пятидесятых вахтанговцы снова были в центре внимания театральной Москвы. Кому и быть любимыми, как не им, с их природной веселостью, радостью, артистизмом, легкостью и молодостью? В их приятии жизни не было слепоты, но сосредоточиваться на тяжелом они не любили. Тем более что казалось - все страшное и тяжелое уходило в прошлое.

Конечно, еще ставились «заказные» спектакли. Например, к сорокалетию революции Рубен Симонов выпустил монументальную эпопею И. Сельвинского «Главный Кирилл», а Евгений Симонов к 23 февраля поставил пьесу Б. Рымаря «Вечная слава», столь же монументально-патетическую. Возникала тема целины - считали обязанностью брать пьесу, хоть и плохую, но о Казахстане. И т. д. и т. д. Подобные спектакли исправно появлялись, но существовали на периферии общей театральной жизни, уже ничего в ней не определяя.

А успехом у зрителей пользовались совсем другие. Например, внеплановый спектакль, поставленный в 1956 году по пьесе А. Жери «Шестой этаж». Эту трогательную мелодраму поставил впервые взявшийся режиссировать Н. Гриценко вместе с Д. Андреевой и В. Шлезингером. История о том, как кроткую хромоножку соблазнил и бросил блестящий фат, заканчивалась благополучно, но все же по ходу сюжета оставалась печальной, а Париж, даже в меблированных комнатушках шестого этажа, был пленительным и манящим. Главную героиню играла Г. Пашкова со своим чудесным умением передавать свет, чистоту девушки, ее полудетское обаяние. Фат Жонваль в исполнении Н. Гриценко выглядел истинным парижанином: изящный красавец с выразительным взглядом, многозначительной улыбкой и неслышной поступью. Противиться его обаянию было невозможно. Не только Гриценко, но и Е. Коровина, Л. Пашкова, В. Кольцов, Д. Андреева - все были хороши в этом нехитром «Шестом этаже», заказчиком которого был единственно зритель. И потому в спектакле, в ответ зрителю, пульсировала реальная живая энергия вахтанговцев, чуждая политическим «заказам». Но критики еще держали в руках старое оружие, и не только «Шестой этаж», но и вышедшая вскоре «Филумена Мартурано» стали поводом для знакомых обвинений: «Театр словно с грустной задумчивостью следит за жизнью маленького человека в капиталистическом мире, а не активно и беспощадно развенчивает этот образ жизни».


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.