menu-options

Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год. Часть 61

Вслед за «Мартовскими идами» на вахтанговской сцене появилась постановка Петра Фоменко «Государь ты наш, батюшка... » - сцены из пьесы Ф. Горенштейна о Петре I «Детоубийца». Фоменко впервые появился в театре еще в 1988 году с не вполне удавшейся постановкой «Дела» А. Сухово-Кобылина. В ней было несколько интересных актерских работ: истукан князь (В. Шалевич), полный злой силы Варравин (Г. Абрикосов) и совершенно живая, без карикатурности, Атуева (И. Купченко). Той аллюзионности и глумливой интонации, что прославила фоменковскую, запрещенную в шестидесятых годах постановку «Смерти Тарелкина», в «Деле» не было.

Сцены из пьесы Горенштейна были поставлены как «большой» спектакль, близкий к тяжеловатой эстетике шестидесятых. Открытая во всю глубину и высоту сцена, с трансформирующимися деревянными помостами, со множеством участников и хором-массовкой из скоморохов-нищих. В истории русских дворцовых заговоров зал ловил приметы нынешнего дня. Шефа тайной полиции Толстого В. Зозулин играл буднично, по-деловому: допрашивал, пытал, казнил без кровожадности, очень по-чиновничьи, даже добродушно Но главным для режиссера были не сегодняшние соответствия и не ужасы петровских времен, а сами Петр и Алексей.

М. Суханов в роли Петра был жестким, умным, безжалостным, с проницательным взглядом и негромким голосом. Он казался усталым, больным, но видел все насквозь и спокойная хватка его была железной. Алексей, сыгранный С. Маковецким, был инфантильным, неумным, амбициозным, совершенно не созданным быть царем. Продавший всех и проданный всеми, неуверенный, ненавидящий отца за силу и изнывающий от жалости к себе, Алексей был жалок, но не отвратителен, так полон и освещен он был любовью к своей простоватой Афросиньюшке (Д. Михайлова). Болей режиссера ли, актера, был прощен не просто человек маленький и слабый - это традиционно, а низкий и подлый, только потому, что он человек. Это было голосом девяностых.

Жизнь вахтанговского театра шла своим чередом; спектакли этапные (удачи и провалы) чередовались с рядовыми (здесь были свои приобретения и потери). В репертуаре по-прежнему были и комедии, и мелодрамы. В 1990-м молодежь веселила публику во французских водевилях «Два часа в Париже с одним антрактом», в 1992-м Г. Черняховский поставил маленькую «фантазию на тему французских песен» «Наша любовь». В комедии М. Чейз «Белый кролик» В. Этуш сыграл трогательного и обаятельного сумасшедшего, придумавшего себе от одиночества друга - огромного белого кролика. По комедиям А. Островского в 1993 году А. Кац поставил «Женитьбу Бальзаминова» - печальную, будто гоголевскую историю о бедном, мечтательном Мише Бальзаминове, которого М. Васьков играл почти поэтом, бесхитростным и кротким. А в крикливо-пестрой, похожей на торт, постановке А. Горбаня «Проделки Скапена» тот же М. Васьков неожиданно сыграл мольеровского пройдоху похожим на битого, хитрого мужичка.


Все части книги "Судьба театра, Театр им. Евг. Вахтангова 1913-1996 год": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64.
Репертуар Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.
Галерея спектаклей Театра имени Евг. Вахтангова 1921-1996 гг.