menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 4

Центральный детский театр 1936-1961Появление первых театров для детей сопровождается шумом диспутов, ожесточенными столкновениями и дискуссиями. Споры на тему: «каким же должен быть детский театр?» — сопутствовали его первым шагам.

Каждому казалось, что именно ему предстоит открыть секрет искусства будущего. В азарте самоутверждения совершалось немало ошибок. Инициаторы первых детских театров нередко еще очень плохо представляли себе своего адресата и те пути, которые ведут к его сердцу и разуму.

Новизна начинания вызывает естественную потребность поразмыслить о его существе, особенностях, задачах. В дискуссию наряду с непосредственными создателями первых театров для детей включаются писатели, критики, деятели искусства. В их речах и выступлениях в печати нет единодушия, хотя необходимость в детском театре признается ими всеми безоговорочно. По мнению И. Г. Эренбурга, «...современный взрослый подход к детскому театру недопустим. Репертуар театра должен быть героическим; интересна была бы хорошая трактовка "Дон Кихота" для детской сцены». Корнелий Зелинский убежден, что «...детский театр по существу не может быть героическим театром. Детский театр — это конструктивный и иронический театр». Театральный критик Павел Новицкий считал, что «...театр для детей должен быть построен на изучении драматической деятельности детей. Он должен быть искусством художественного примитива. Исчерпывающее, реалистическое пресыщение сцены и воображения детей бытовыми подробностями, деталями, психологическими нюансами не должно совершенно иметь места в таком театре».

Вся первая половина 20-х годов проходит в бурных дискуссиях. Спорят о специфике детского театра, о его репертуаре, о формах театральных представлений, об актере детского театра, о зрителях. И спор этот отнюдь не схоластический, каждый из его тезисов подтверждается практикой, настойчивыми и ожесточенными поисками.

Кредо руководителя Первого Государственного театра для детей Г. М. Паскар отчетливо выявлено в ее признании: «Отвлекая ребенка от тяжелой для него действительности на несколько часов в созданный для него праздничный уголок уюта и красоты, в мир ярких красок и радостных звуков, в мир сказочных героев, мы внесем светлый луч в душу современного ребенка». И театр создает эстетски вычурные зрелища на материале сказок Андерсена («Соловей») и Гофмана («Щелкунчик»), библейской легенды А. А. Чумаченко («Прекрасный Иосиф»), водевиля Скриба («Медведь и паша»). Пройдет два года, и Ю. М. Бонди, сменивший Паскар на посту художественного руководителя Первого Государственного театра для детей, выступит с утверждением: «Единственный вид театра, нужный в настоящее время детям, — это театр агитационный..., беспощадная борьба со старым бытом, со старой верой, со старой этикой — вот наша первая задача». В годы руководства театром Ю. М. Бонди были сделаны первые попытки создания спектакля о современной действительности («Колька Ступина С. А. Ауслендера и А. А. Солодовникова; «Самолет» Б. С. Никифорова).

Молодые актеры Государственной мастерской педагогического театра громко и задорно провозглашали: «Взрослому театру можно сказать со спокойной совестью: "пора на отдых, ты уже потерял все свои зубы, сгорбился и сделался игрушкой в руках неудачников", — и мастерить ему гроб».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.