menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 5. Часть 16

Ему важно не «разоблачить», а раскрыть сущность образа, уйти от его прямолинейного решения, уяснить истинное, выявляемое не с первого взгляда, постепенно, но явственно.

Характерны рассуждения А. В. Эфроса об образе Леонида, который в большинстве спектаклей с первого же появления на сцене обнаруживал свою истинную сущность.

«Леонид не пижон и не хлыщ. И не просто какой-то расчетливый, — пишет Эфрос в комментариях к пьесе. — Татьяной он увлечен. Говорит он с ней искренне, просто, серьезно, не дешево, совсем не затем только, чтобы увлечь, обольстить, обмануть. Говорит потому, что так думает. И искренне хочет ее убедить». Дурное же в образе Эфрос видит в том, «...что жизнь для него не работа, не поиски. И даже не страстная любовь к женщине. А легкое, бездумное времяпрепровождение с деньгами, вином, знакомыми. Он любит всех, его многие любят, но не заговаривайте в его компании о чем-либо высоком... полное равнодушие к событиям, тебя впрямую не косающимся. Жить надо легче, проще, в свое удовольствие, не теряя ни с кем отношений — вот девиз Леонида. Но внешне это выглядит не так, что легко обмануться. И даже умная, тонкая Таня не смогла в нем все сразу понять».

Таким и предстал Леонид в исполнении Р. В. Чумака. Внешне привлекательный, он производит впечатление милого, воспитанного человека. И только его отношение к жизни, высказанное Тане с улыбкой и шутливыми интонациями, приподнимало завесу над его духовным миром, заставляя и Таню и зрителя понять, с кем они имеют дело.

Не «в лоб», не впрямую, по-розовски «проходно» и легко, подобивается, как это чаще всего и бывает в жизни, настойчиво говорит о вещах глубоко важных и драматических режиссер.

Во время репетиции сравнительно быстро получилась у исполнителей сцена ссоры Лапшина и Олега (I акт). «Лапшин пил чайсг жадностью (ведь раз он просит "заварочку", значит, жадный), потом с духарством заставлял сына что-нибудь сыграть "к чайку" на аккордеоне, затем свирепо его останавливал, когда тот играл совсем не то, что нужно, и, наконец, довольный размахивал рукой в такт лирической музыке.

Все это было сыграно вполне хорошо, с чувством, с мастерством, и было даже жутко глядеть на такого отца. Но казалось, одет, сейчас в соответствующие костюмы артистов, загримируй их, и в их исполнении будет что-то найденовское, горькрвекое, может быть, леоновское, но не «розовское». А театр искал «розовское» и обрел его в отсутствии всякой нарочитости и сгущения красок, в умении в обычном течении жизни вскрыть важнейшие жизненные конфликты.

Спектакль заканчивается, казалось бы, несколько обыденно. Мальчики ложатся спать, раскладываются постели, раздвигается ширма. Все на своих местах. День кончился. В этой обыденности, лаконичности и простоте и заключался смысл и сила воздействии спектакля.

Театр показал жизнь во всей ее сложности и противоречивости, с ее светлыми и теневыми сторонами. Зло в лице Леночки как-будто остается безнаказанным, но в спектакле Центрального детского театра ярко и многообразно раскрыто светлое, чистое и высокое, что составляет ведущую тему спектакля, его мажорную, жизнеутверждающую линию. Театр давал возможность зрителю разобраться самому во всем происходящем, учил за внешним распознавать истинное, самому приходить к важным для него и всей его последующей жизни выводам. Пусть каждый сам подумает и решит, какие радости ему важны в жизни, пусть каждый сам выбирает свой путь, — говорили автор и театр.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.