menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Глава 1. Часть 23

Центральный детский театр 1936-1961На протяжении целого десятилетия велась ожесточенная атака на сказку. Она была порождена идеями Пролеткульта, нигилистическим отношением к наследию прошлого, вульгарно-социологическим подходом к произведениям искусства и литературы. Противники сказки из среды педагогов и литературных критиков с гневными обвинениями выступали на страницах прессы, ожесточенно ополчались на сказку в своих речах на различных собраниях и конференциях.

В 1929 году на Украине было проведено специальное совещание — «Мы против сказки». Сказка была объявлена «безобразным вампиром», в котором отражена «вся фальшь буржуазного общества и его подлость». На совещании утверждалось, что сказка не может быть фактором нашего педагогического процесса, что советской сказки быть не может и она не нужна и тот, кто за сказку, тот против современной советской педагогики.

Усилия врагов сказки на время увенчались успехом: сказки исчезли из издательских планов и были вытеснены со сцен детских театров.

Страдали от этого в первую очередь дети, и с этим не могли мириться ни писатели, ни деятели театра. За сказку вступились А. М. Горький, С. Я. Маршак, К. И. Чуковский. Одновременно с выходом в свет сборника «Мы против сказки», публикующего материалы одноименного совещания на Украине, на страницах «Правды» появилась статья А. М. Горького «О безответственных людях и о детской книге наших дней», в которой он писал: «Я утверждаю, что библейская сказка о единоборстве юноши Давида с Голиафом, легенда о Персее и все сказки на эту тему были сочинены для детей, рассказаны детям и воспитывали из детей Спартаков, Фра-Дольчино и других революционеров».

И в ряде других статей А. М. Горького, опубликованных в период 1928-1935 годов, в докладах Горького и С. Я. Маршака на Первом Всесоюзном съезде советских писателей велась борьба за сказку.

Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года расчистило путь сказке.

В первой половине 30-х годов Детгиз пополняет свои планы рядом изданий русских и зарубежных сказок, инсценировки сказок Пушкина, Андерсена, Перро, сказки Гоцци идут на сценах детских театров, а в предвоенные годы в их репертуаре появляются народные сказки.

Центральный детский театр на протяжении трех лет показал два сказочных спектакля, созданных на основе русского фольклора: «Баба-яга — костяная нога» С. Г. Розанова (8 апреля 1938 года) и «Сказки» С. Я. Маршака (23 марта 1941 года). Обе постановки представляют немалый интерес при изучении сценической интерпретации народной сказки на советской сцене.

Выступая в прессе незадолго до премьеры, автор «Бабы-яги» С. Г. Розанов, один из основателей Московского театра для детей и его драматург, писал:

«Я пытался создать пьесу, обладающую всеми свойствами русской народной сказки. Извечные идеалы русского народа — стремление к правде, социальной справедливости, восхваление "храбрости духа" способности "правду от кривды отличать" — выражены в моей сказке... Режиссер В. Дудин, художник В. Егоров и композитор В. Оранский, создавшие в Центральном детском театре спектакль по моей пьесе, ставили своей целью донести до зрителя поэзию сказки, стремились создать истинное произведение искусства, одинаково интересное и детям и взрослым».

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.